Политика

Кабмин хочет "приравнять" особый период к военному времени (сравнительная таблица)

23 декабря 2014 20:02

На сайте Верховной Рады Украины появился проект закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины об усилении ответственности за отдельные военные преступления "

В пояснительной записке к проекту указывается, что «Проект Закона подготовлен с целью усиления уголовной ответственности военнослужащих за совершение отдельных воинских преступлений в условиях особого периода».

С этой целью проектом Закона предлагается внести изменения в статьи 402-405, 407-411, 413, 418-421, 425, 426, 428, 435 Уголовного кодекса Украины, установив более строгую ответственность за военные преступления, предусмотренные указанными статьями УК, если они совершены не только в условиях военного положения, но и в условиях особого периода, под которым понимается период, охватывающий время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.

Ниже приводим сравнительную таблицу, опубликованную на сайте Верховной Рады.

ПОРІВНЯЛЬНА ТАБЛИЦЯ

до проекту Закону України «Про внесення змін до Кримінального кодексу України щодо посилення відповідальності за окремі військові злочини»

 

Зміст положення (норми) чинного акта законодавства

Зміст відповідного положення (норми) проекту акта

Кримінальний кодекс України

Стаття 402. Непокора

3. Непокора, вчинена в умовах воєнного стану чи в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

Стаття 402. Непокора

3. Непокора, вчинена в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, чи в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

Стаття 403. Невиконання наказу

2. Те саме діяння, вчинене в умовах воєнного стану чи в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від трьох до семи років.

Стаття 403. Невиконання наказу

2. Те саме діяння, вчинене в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, чи в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від трьох до семи років.

Стаття 404. Опір начальникові або примушування його до порушення службових обов'язків

3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, якщо вони були вчинені в умовах воєнного стану чи в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від трьох до дванадцяти років.

Стаття 404. Опір начальникові або примушування його до порушення службових обов'язків

3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, якщо вони були вчинені в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, чи в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від трьох до дванадцяти років.

Стаття 405. Погроза або насильство щодо начальника

3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені групою осіб, або із застосуванням зброї, або в умовах воєнного стану чи в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі від п'яти до десяти років.

Стаття 405. Погроза або насильство щодо начальника

3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені групою осіб, або із застосуванням зброї, або в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, чи в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі від п'яти до десяти років.

Стаття 407. Самовільне залишення військової частини або місця служби

4. Самовільне залишення військової частини або місця служби, а також нез'явлення вчасно на службу без поважних причин, вчинені в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

Стаття 407. Самовільне залишення військової частини або місця служби

4. Самовільне залишення військової частини або місця служби, а також нез'явлення вчасно на службу без поважних причин, вчинені в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

Стаття 408. Дезертирство

3. Діяння, передбачене частинами першою або другою цієї статті, вчинене в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від п'яти до дванадцяти років.

Стаття 408. Дезертирство

3. Діяння, передбачене частинами першою або другою цієї статті, вчинене в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від п'яти до дванадцяти років.

Стаття 409. Ухилення від військової служби шляхом самокалічення або іншим способом

3. Діяння, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

Стаття 409. Ухилення від військової служби шляхом самокалічення або іншим способом

3. Діяння, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

Стаття 410. Викрадення, привласнення, вимагання військовослужбовцем зброї, бойових припасів, вибухових або інших бойових речовин, засобів пересування, військової та спеціальної техніки чи іншого військового майна, а також заволодіння ними шляхом шахрайства або зловживання службовим становищем

3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, якщо вони вчинені в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, розбій з метою заволодіння зброєю, бойовими припасами, вибуховими чи іншими бойовими речовинами, засобами пересування, військовою та спеціальною технікою, а також вимагання цих предметів, поєднане з насильством, небезпечним для життя і здоров'я потерпілого, -

караються позбавленням волі на строк від десяти до п'ятнадцяти років.

Стаття 410. Викрадення, привласнення, вимагання військовослужбовцем зброї, бойових припасів, вибухових або інших бойових речовин, засобів пересування, військової та спеціальної техніки чи іншого військового майна, а також заволодіння ними шляхом шахрайства або зловживання службовим становищем

3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, якщо вони вчинені в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, розбій з метою заволодіння зброєю, бойовими припасами, вибуховими чи іншими бойовими речовинами, засобами пересування, військовою та спеціальною технікою, а також вимагання цих предметів, поєднане з насильством, небезпечним для життя і здоров'я потерпілого, -

караються позбавленням волі на строк від десяти до п'ятнадцяти років.

Стаття 411. Умисне знищення або пошкодження військового майна

3. Дії, передбачені частиною другою цієї статті, вчинені в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

Стаття 411. Умисне знищення або пошкодження військового майна

3. Дії, передбачені частиною другою цієї статті, вчинені в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

Стаття 413. Втрата військового майна

3. Ті самі діяння, вчинені в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від двох до п'яти років.

Стаття 413. Втрата військового майна

3. Ті самі діяння, вчинені в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від двох до п'яти років.

Стаття 418. Порушення статутних правил вартової служби чи патрулювання

2. Діяння, передбачені частиною першою цієї статті, вчинені в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від трьох до восьми років.

Стаття 418. Порушення статутних правил вартової служби чи патрулювання

2. Діяння, передбачені частиною першою цієї статті, вчинені в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від трьох до восьми років.

Стаття 419. Порушення правил несення прикордонної служби

1. Порушення правил несення прикордонної служби особою, яка входить до складу наряду з охорони державного кордону України, якщо це спричинило тяжкі наслідки, -

карається позбавленням волі на строк від трьох до восьми років.

Стаття 419. Порушення правил несення прикордонної служби

1. Порушення правил несення прикордонної служби особою, яка входить до складу наряду з охорони державного кордону України, якщо це спричинило тяжкі наслідки, -

карається позбавленням волі на строк від трьох до восьми років.

2. Те саме діяння, вчинене в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, чи в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від п’яти до десяти років.

Стаття 420. Порушення правил несення бойового чергування

2. Те саме діяння, вчинене в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

Стаття 420. Порушення правил несення бойового чергування

2. Те саме діяння, вчинене в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

Стаття 421. Порушення статутних правил внутрішньої служби

2. Те саме діяння, вчинене в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк до п'яти років.

Стаття 421. Порушення статутних правил внутрішньої служби

2. Те саме діяння, вчинене в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк до п'яти років.

Стаття 425. Недбале ставлення до військової служби

3. Діяння, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від п'яти до восьми років.

Стаття 425. Недбале ставлення до військової служби

3. Діяння, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від п'яти до восьми років.

Стаття 426. Бездіяльність військової влади

3. Діяння, передбачені частинами першою або другою цієї статті, що вчинені в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від семи до десяти років.

Стаття 426. Бездіяльність військової влади

3. Діяння, передбачені частинами першою або другою цієї статті, що вчинені в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

караються позбавленням волі на строк від семи до десяти років.

Стаття 428. Залишення гинучого військового корабля

2. Те саме діяння, вчинене в умовах воєнного стану або в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від семи до десяти років.

Стаття 428. Залишення гинучого військового корабля

2. Те саме діяння, вчинене в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану, або в бойовій обстановці, -

карається позбавленням волі на строк від семи до десяти років.

Стаття 435. Незаконне використання символіки Червоного Хреста, Червоного Півмісяця, Червоного Кристала та зловживання ними

Носіння в районі воєнних дій символіки Червоного Хреста, Червоного Півмісяця, Червоного Кристала особами, які не мають на те права, а також зловживання в умовах воєнного стану прапорами чи знаками Червоного Хреста, Червоного Півмісяця, Червоного Кристала або пофарбуванням, присвоєним санітарно-транспортним засобам, -

караються позбавленням волі на строк до двох років.

Стаття 435. Незаконне використання символіки Червоного Хреста, Червоного Півмісяця, Червоного Кристала та зловживання ними

Носіння в районі воєнних дій символіки Червоного Хреста, Червоного Півмісяця, Червоного Кристала особами, які не мають на те права, а також зловживання в умовах особливого періоду, в тому числі воєнного стану прапорами чи знаками Червоного Хреста, Червоного Півмісяця, Червоного Кристала або пофарбуванням, присвоєним санітарно-транспортним засобам, -

караються позбавленням волі на строк до двох років.

Глава СНБО Александр Турчинов сообщил, что на 2015 год запланировано проведение трех волн мобилизации. 

"С 20.01.2015 будет объявлена ​​первая волна мобилизации (продолжительность 90 дней), с апреля 2-я (продолжительность 60 дней), с июня 3-я (продолжительность 60 дней)", - сообщил Турчинов.

При этом, выступая на заседании СНБО Президент Украины Петр Порошенко отметил, что "Планируя дальнейшую мобилизацию, мы, безусловно, должны учесть все ошибки, которые были во время предыдущих мобилизаций. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобыбольные, психологически непригодные люди попадали в ряды Вооруженных сил”.

"В Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования должны быть призваны исключительно патриотически настроенные граждане Украины, физически подготовленные к военной службе, морально и психологически здоровые, имеющие соответствующую военно-профессиональную подготовку и способны с оружием в руках защищать суверенитет, независимость и территориальную целостность государства", - резюмировал Президент Украины.

Также, по его мнению, следует установить ответственность военных комиссаров за качество службы призванных во время мобилизации военных и провести рекламно-агитационную кампанию о необходимости мобилизации военных.

Напомним, в ходе первых трех волн СМИ неоднократно критиковали Минобороны за отсутствие должного медицинского осмотра тех, кого стараются мобилизовать военкоматы, за отсутствие прохождения психологического тестирования и попытки насильно заставить отправиться в армию тех, кто к этому не готов морально и психологически. Принуждение привело к тому, что в в зоне АТО процветает массовое пьянство и дезертирство.

В Минобороны обещали учесть все недостатки первых волн мобилизации.

В частности, Александр Розмазнин, генерал-майор Генерального штаба Вооруженных Сил Украины заявил, что принудительной мобилизации, как это было при первых трех "волнах", когда в армию заставляли отправляться тех, кто не хотел, более не будет. Генерал-майор отметил, что поступившая на вооружение техника обозначила круг профессий военнослужащих, которые требуются для ее обслуживания. В тоже время, в армии ждут лишь тех, кто хочет защищать Родину.

«Специальности нам нужны все. ... Это танкисты, это артиллеристы, это водители, это механики различных систем вооружения… Однозначно, это будут те люди, которые имеют опыт», — подчеркнул Розмазнин.

Кроме того, советник Президента Украины Юрий Бирюков заявил, что мобилизация нужна, но она должна быть другая. "Общая идея в том, что мы должны уделить больше внимания и потратить больше усилий на привлечение добровольцев, которые объективно сами хотят служить и защищать страну. Со своей стороны государство предоставит им все социальные льготы, статусы и гарантии...", - отметил Бирюков.

Аналогично, советник главы МВД Зорян Шкиряк считает, что при четвертой волне мобилизации привлекать нужно исключительно профессиональных военных.

Ранее директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак заявил, что считает принудительную армию безсмысленной и неэффективной.

"Первая волна патриотизма находится на спаде. Сегодня все чаще приходится слышать о возрастании количества медицинских справок о непригодности к воинской службе от тех, кого касается мобилизация. А за западе родители попросту блокируют военные части, чтобы призванных, но еще неподготовленных детей не отправляли на войну на восток", - отметил эксперт и добавил, что бессмысленно возобновлять всеобщий призыв в будущем потому, что 120 тысяч хорошо вооруженных профессионалов являют собой на порядок лучший оборонный потенциал, чем "миллионная орда голодных оборванцев с доисторическим оружием", - считает эксперт.

Более того, уже и в Минобороны признали, что принудительная армия не эффективна. Хорошим солдатом является только человек, который сознательно согласился присоединиться к Вооруженным силам Украины, ведь солдаты, мобилизованные вопреки их воле, часто воюют неэффективно. Об этом рассказал советник министра обороны Украины Александр Данилюк в ходе презентации социальной кампании Вооруженных Сил Украины "Несокрушимые. Единые".

"Мы все же убеждены, что тот человек, который для себя сделал выбор сознательно, он действительно хороший солдат. Люди, которых мобилизуют вопреки их воле, очень часто воюют неэффективно. Более того, склонны не только к дезертирству, но и к порче техники и к тому, чтобы не идти в бой", - отметил А. Данилюк.

Кроме того, выступая на заседании СНБО Порошенко особо акцентировал внимание на оплате службы тех, кто находится в зоне АТО. Фактически, он согласился с тем, о чем давно говорят как сами армейцы, так и все украинское общестов - на передовой имеют право находиться только добровольцы и платить им за это нужно соответствующим образом.

"Ставлю четкую задачу: те, кто находится на первой линии, в условиях непосредственной опасности боевого столкновения, у них должны быть ежедневные особые условия оплаты", - подчеркнул он.

Что касается призыва на "срочку", то он будет возобновлен с 2015 года.

Об этом заявил секретарь СНБО Александр Турчинов после заседания.

"Мы не можем отказаться, и с 2015 года будет возобновлен призыв на срочную военную службу", - подчеркнул он.

Турчинов отметил, что на службу будут призываться 20-летние юноши, а срок службы составит полтора года для лиц, которые не имеют высшего образования. Для тех, кто имеет высшее образование, срок службы составит 1 год.

"Мы не можем в условиях ведения войны, фактически, ограничиться лишь одним годом призыва, этого недостаточно. Именно поэтому наши граждане будут призываться на полтора года, исключения будут только для тех, кто имеет высшее образование - бакалавры, специалисты, магистры. Они будут служить в течение одного года", - добавил он.

Секретарь СНБО подчеркнул также: "Учитывая достаточно сложную ситуацию, мы будем в следующем году призывать не с 18 лет, а с 20-ти: то есть под призыв на срочную военную службу будут попадать молодые люди с 20 до 27 лет. Парней по 18-19 лет призывать не будем", - отметил Турчинов.

Пока остается не ясным, как новшества будут согласовываться с действующим законодательством, которое потребует срочных изменений.

Так же не понятно, как будет учитываться профессия выпускников вузов при прохождении срочной службы, т.к. отправлять в артиллерию, ПВО или тановые войска выпускников биологов, актеров или филогов, как и представителей других гумманитарных специаьностей, глупо. 

Кроме того, пункт 6 ст.11 Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе" гласит: "Громадяни   України,  які  не  атестовані  для  присвоєння військового звання офіцерського  складу  після  закінчення  вищого навчального  закладу  і  не  пройшли  строкової військової служби, підлягають призову на строкову військову службу з урахуванням,  за можливості,  фаху, який вони здобули у вищому навчальному закладі, або за спорідненими військово-обліковими спеціальностями". 


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling