общество

Почему выпускники школ проваливают тесты ВНО?

24 декабря 2014
18:12
452
Поделиться:

Одной из причин, по которой абитуриенты во время ВНО демонстрируют низкий уровень знаний, является несбалансированность учебных программ

На начальном этапе внедрения в отечественную образовательную систему внешнего независимого оценивания знаний выпускников (ВНО) скептики говорили — мол, теперь детей в старших классах будут только натаскивать на тесты, а на ВНО наживутся репетиторы. Как оказалось нынче, репетиторы явно недорабатывают. Согласно выводам Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) уровень знаний, продемонстрированный выпускниками во время ВНО‑2014, очень низок. Максимальный балл по украинскому языку и литературе получили только девять, а по математике — 46 из почти 250 тысяч участников ВНО. По другим предметам результаты еще хуже. Максимального количества тестовых баллов по географии, мировой литературе, французскому, испанскому, русскому языкам не набрал ни один абитуриент. Это притом, что тест по русскому языку был внедрен в ВНО бывшим министром образования Дмитрием Табачником вроде бы в интересах выпускников. «В Украине работают 1800 государственных русскоязычных школ. Мы должны дать возможность их выпускникам продемонстрировать свои знания русского языка», — говорил в ту пору Дмитрий Табачник.

Есть еще одна проблема. УЦОКО утверждает, что абитуриенты, сдававшие тест по математике, хуже всего решали задачи по тем разделам алгебры, которые изучаются в 10–11 классах. То есть самый свежий учебный материал оказался для выпускников либо непонятным, либо бесполезным.

В чем же причина таких низких результатов ВНО — в падении качества школьного образования или в безответственности выпускников? А может, в самих тестах, которые неточно оценивают уровень знаний? Эксперт Альянса программы содействия внешнему тестированию USETI Владимир Ковтунец поделился мнением с «k:», что гипотеза о падении качества образования в школах может быть справедливой, но в выводах УЦОКО не хватает аргументов, которые могли бы ее подтвердить. По его словам, одной из причин, по которой выпускники демонстрируют низкий уровень знаний, является несбалансированность учебных программ. «Если бы я изучал математику по нынешним программам, я бы не сдал тест. У меня появилось бы отвращение к этому предмету, — говорит Владимир Ковтунец. — Учебные программы направлены на запоминание большого количества фактов, а не на формирование компетентности по тому или иному предмету». Кроме того, по его словам, надо усовершенствовать сами тесты ВНО. «Необходимо давать больше заданий открытого типа — не «угадай ответ», а «напиши ответ». Ведь если задание заключается в выборе одного правильного ответа из четырех, сообразительный выпускник быстро сориентируется и отбросит очевидно неправдоподобные ответы. Кроме того, такие тесты проверяют не столько знания, сколько внимание. А талантливые, творческие по натуре дети, как правило, не всегда внимательны во время сдачи теста. Они допускают механические ошибки, и это работает против них», — говорит Владимир Ковтунец.

Действительно, фактор стресса во время сдачи тестов нельзя недооценивать. И школьников, по мнению Алины Котенко, практикующего психолога, специалиста по системной семейной терапии, надо бы учить справляться с этим стрессом. «Если бы детей учили в школе умению держать себя на экзамене, различным техникам, позволяющим справляться со своими эмоциями, это было бы замечательно. Собственно, школьный психолог вроде бы для этого и нужен. Но он так загружен бумагами, что не успевает качественно делать свою работу», — говорит эксперт. Да и вообще, по ее словам, если бы учебный процесс учитывал психологические особенности детей, это позволило бы повысить их мотивацию к учебе. «Все развитие ребенка построено на удовольствии. Если ему не приносит удовольствия занятие чем-либо (в том числе учеба), он будет отлынивать от него всеми способами. У старшеклассников добавляется еще и возрастной кризис. В этом возрасте у них ведущей деятельностью является общение. Если бы уроки в старших классах были построены на основе общения — работа в группах, выполнение коллективных заданий и т.д., — появилась бы и мотивация к обучению», — считает Алина Котенко.

Комментарии


Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал




13 декабря 2019
больше новостей
новости партнеров
delta = Array ( [1] => 0.00096607208251953 [2] => 0.076426982879639 )