Политика

Мнение: Так сколько же стоит Крым?

4 февраля 2015 15:24

После мартовских событий 2014 года Сергей Аксёнов в своих многочисленных интервью неоднократно подчёркивал, что Крым не станет обузой для России, а принесёт в новую страну солидное приданое. Мол, полуостров с богатыми природными ресурсами и прекрасным климатом сможет не только сам зарабатывать, но и помогать другим, пишет на портале Крым.Реалии крымский политолог Андрей Самброс.

Однако волшебное время, когда Крым уже был российским, а доллар всё ещё стоил тридцать рублей, быстро прошло. И сейчас слова Сергея Аксёнова кажутся россиянам уже не такими убедительными.

В свою очередь, правительство России целый год говорит, что инфраструктура региона разрушена, восстановить её будет тяжело и накладно. Но ведь для своих ничего не жалко, поэтому государство готово тратить деньги на развитие Крыма при любых условиях.

Понимая уровень убытков, который федеральный бюджет понёс из-за присоединения автономии, Дмитрий Медведев во время декабрьского общения с журналистами подчеркнул, что полуостров не является «экономической категорией» и рассматривать его с позиции инвестиционной привлекательности грешно.

Однако буквально через неделю после заявления российского премьера губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв, говоря о необходимости поддержки Кремля, прямо сказал, что падение рубля вызвано «возвращением» Крыма. И добавил, что раз уж в своё время все этому радовались, то теперь каждый россиянин должен стойко переносить лишения.

Ту же мысль 23 января озвучил депутат законодательного собрания Свердловской области Илья Гаффнер. Обозначив причины экономического кризиса в стране, единоросс посоветовал тем, кому не хватает денег, задуматься о здоровье и просто меньше есть.

В конечном итоге этот посыл взял на вооружение и Дмитрий Медведев. 28 января, во время парламентской встречи с «Единой Россией», премьер призвал все партии разделить ответственность за Крым.

По сути, российским политикам был дан чёткий сигнал, что бежать с корабля поздно, так как все думские фракции принимали активное участие в «присоединении» полуострова, а потому теперь не имеют права на критику и недовольство.

Получается странная ситуация. С одной стороны, Кремль де-факто признал, что «присоединение» Крыма имело колоссальные негативные последствия для экономики страны и неизвестно, улучшится ли ситуация в будущем. С другой стороны, власть не собирается делать никаких выводов и вместо изменения стратегии берёт курс на разделение политической ответственности.

А деньги тем временем продолжают безвозвратно улетать на юг…

Золотые люди

«Присоединение» Крыма стоило каждому россиянину половину его рублевых сбережений. Из-за полуострова началось введение санкций, затем конфликт на Донбассе и активный отток капитала из России, стартовавший в марте 2014 года. Как говорится, диагноз налицо.

Первым следствием приобретения спорной территории стало реальное уменьшение доходов населения: доллар подорожал с 33 рублей в январе 2014 года до 68 рублей в январе 2015 года. Короче говоря, половину рублёвой зарплаты, пенсии, стипендии, любой другой социальной выплаты россиянин отдаёт за Крым. Но это не совсем «живые деньги», а лишь динамическое сравнение покупательской способности рубля в России, – с Крымом и без, – которое не в полной мере демонстрирует трагичность ситуации.

Картина вырисовывается намного яснее, если проанализировать прямые бюджетные вливания России в полуостров. Так, по федеральной правительственной программе в течение пяти лет Россия планирует потратить на Крым 680 миллиардов рублей.

В пересчёте на одного жителя полуострова (население которого по переписи 2014 года составляет 2 миллиона 284 тысячи человек) получаем по 300 тысяч рублей чистых государственных инвестиций. Это всё равно, что подарить каждой крымской семье по машине или позволить не работать в течение года, получая пособие в два раза выше средней зарплаты по региону.

Но опять же, сумма инвестиций посчитана без учёта обеднения всего остального населения России, а также стандартных бюджетных вливаний для дотационного региона, которым является полуостров.

Понятно, что убедить народ экстренно затянуть пояса ради региона, который в сложившихся политических условиях просто не сможет окупить вбуханные налогоплательщиками деньги даже в самой долгосрочной перспективе, трудно. Если не переложить ответственность за присоединение этого региона на само население.

По данным Центробанка России, отток капитала из Российской Федерации в 2014 году составил 130 миллиардов долларов – почти столько же, как в пик кризиса 2008 года. Но реакция Кремля на происходящее поразительна: абсолютное спокойствие и сохранение прежнего политического курса.

Ещё сильнее поражает заоблачно высокий рейтинг Владимира Путина на фоне острейших экономических проблем, которые обнажились к концу прошлого года. По информации «Левада-центра», в январе 2015 года уровень поддержки деятельности президента России составил 85%, что на 20% выше прошлогоднего показателя.

Отключение прагматичной бизнес-логики у электората, поддерживающего режим, не может не настораживать. Это означает постепенное размытие границ дозволенного в действиях правителей.

Если наши соседи так спокойно относятся к предложенному варианту разделения политической ответственности за реальное обеднение страны, есть ли вообще предел самоуправству властей, способный вызвать в российском обществе не только трепет, но и шок?

Наверное, этот Рубикон находится ещё далеко впереди – там, где доллар уже стоит дороже ста рублей, а мост в Крым всё ещё не построен.
 


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling