Намереваясь собрать вокруг России страны бывшего советского лагеря, Кремль стремится создать подобие собственных союзов в экономические, таможенные, военные и политические блоки, пишет sprotyv.info.
Искусственные межгосударственные нагромождения Кремля слишком напоминают клоны западных коалиций государств, выстроенных по свойственной России модели «притянутости за уши»:
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – подобие Европейского союза, объединил Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию;
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военно-политический союз, подобие НАТО, объединяющий Россию, Беларусь, Казахстан, Армению, Киргизию, Таджикистан.
Коллективные силы по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств (КСПМ) – созданы по аналогии ОБСЕ. Положение о КСПМ подписали Армения, Киргизия, Молдова, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
Получается парадокс: Россия, которая обрела независимость в 1991 году, все это время пытается поставить себе в зависимость другие страны.
При этом Кремль использует два проверенных способа.
Первый – путем привлечения постсоветского государства в состав международных организаций, которые курируются Россией. Бонус – недорогие углеводороды и декларация об экономическом сотрудничестве.
И второй. Методом «инфицирования» части территории и создания на них непризнанных квази-свободных государств. Это создает рычаг постоянного давления на государство путем приобретения дополнительных функций государственного управления, а именно содержания территорий-иждивенцев.
Российское влияние распространялось на бывшие четырнадцать советских республик:
а) государства, охватывающие территории-иждивенцы:
Молдова – с 1991 г. образовано Приднестровье, непризнанное государство с российским протекторатом. На территории Приднестровья дислоцируются российские воинские части и миротворческие подразделения КСПМ до 2000 чел.
Грузия – 1991 г. образовано непризнанное государство Южная Осетия, а в 1994 г. – Абхазия. Оба образования находятся под прямым протекторатом России с миротворческим контингентом КСПМ. Кроме этого, в Абхазии присутствует воинский контингент РФ – до 5000 чел., а в Южной Осетии – до 4000 чел.
Украина – с 2014 г. временно оккупированная Россией территории Крыма, а в 2015 г. – осуществляется попытка заморозить конфликт с образованием новых непризнанных регионов «ДНР» и «ЛНР».
б) государства-сателлиты России
Беларусь и Казахстан – страны-участники практически всех межгосударственных договоров с Россией. Имеют единое таможенное пространство и прозрачные границы. Кроме этого, эти государства размещают на своих территориях солидные контингенты российских войск, но точных данных об их численности в прессе нет.
в) государства, предоставляющие свои территории для размещения российских военных баз
Киргизия – база ВВС России (Кант), узел связи ВМФ РФ (Кара‑Балта), торпедная испытательная база (Каракол), сейсмическая станция РВСН РФ (Майлуу-Суу);
Таджикистан – 201 военная база (Душанбе), комплекс космических войск «Окно» (Нурек), оперативная погрангруппа ФСБ (Душанбе).
Армения – 102 база ВС РФ (Гюмри).
г) государства, пытающиеся отстраниться от влияния России
Азербайджан – в 2013 г. государство настояло на ликвидации последней российской военной базы на своей территории и не проявляет стремления на политическое сближение с Россией. Вместе с тем, Москва пытается удержать Баку в своей орбите через миллиардные экономические контракты в нефтегазовой отрасли. С другой стороны, тлеющий конфликт в Нагорно-Карабахской области (с 1991 г.) Баку пытается решать исключительно своими силами без «миротворческой» помощи Москвы;
Туркмения – государство, которое пытается поддерживать с Россией только экономические отношения. Приоритетным направлением остается газовая сфера. В последнее время Москва строит контакты с Туркменией через Казахстан и не собирается полностью их разрывать. Россия навязывает Туркмении отношения в военной и нефтегазовой отрасли.
Узбекистан – после начала вывода американского контингента из Афганистана государство получило возможность приблизиться к НАТО. Страна открыто пытается дистанцироваться от политики России и декларирует свою прозападную ориентацию.
д) прибалтийские государства – члены ЕС
Эстония, Латвия и Литва сразу взяли курс в сторону западной интеграции, однако Россия пытается оставить свое влияние на эти государства через топливный рычаг, экономические отношения, а также путем использования многочисленных российских диаспор.
Особенностью удержания любого их этих государств в информационном секторе Москвы становилась тема «российских соотечественников»: создавались иллюзии притеснения языка или искусственно нагнетались мнения о национальных давлениях на российские семьи. Но самое интересное в данном вопросе – это сходство информационных сценариев.
Единый и проверенный алгоритм выглядит примерно так:
- сначала происходит экспансия кремлевских медиа-структур в информационную сферу другого государства, в результате которой мнение руководства этой страны отводится на второй план. Информационное пространство этой страны насыщается кремлевскими каналами. Здесь открывается возможность для массовых информационных манипуляций;
- в сопровождении активности российских СМИ и «пятой колоны» ситуация окрашивается в протестные тона и звучат призывы для «активных людей» объединиться против власти. В этот период, с помощью запущенной пропаганды, «вживляется» идея о «поддержке из Москвы» или «помощи страдающим российским соотечественникам»;
- практически одновременно появляются «активисты» (Аксенов, Стрелков, Бородай или другие), которые сообщают «подогретой» толпе, что и как нужно делать. Их обращения к народу напоминают план неотложных действий по установлению в регионе власти «угнетенных соотечественников»;
- спецгруппы «зеленых человечков», «вежливых людей», «казачьих дружин» или «народной милиции» готовы прикрывать активистов с началом осуществления активной фазы по якобы защите соотечественников.
«Игра в соотечественников» проверена на практике в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Крыму, Луганской и Донецкой областях Украины.
Можно сказать, что Кремль использует повод «российских соотечественников» для информационных экспансий. Так, в правительстве России функционирует комиссия по делам соотечественников за рубежом, под руководством министра иностранных дел С. Лаврова.
На 2015 год работа комиссии сконцентрирована на государственных программах:
- Программа работы с соотечественниками на 2015-2017 годы (19.11.2014 г);
- Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы (20.05.2011 г.);
- Государственная программа по переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (23.08.2013).
Согласно имеющейся информации, работа с соотечественниками за рубежом официально нацелена на защиту их прав и законных интересов, поддержке молодежного движения, а также на развитие русскоязычных зарубежных СМИ. Ну чем не почва для националистических движений «Оплот», «Великая Русь» или «Юго-Восток»?
Не удивительно, что в Украине за последние несколько лет возникло около сотни российских общественных организаций и примерно столько же прокремлевских СМИ.
Характерно, что реализация мероприятий для российских соотечественников за рубежом подкрепляется грантами правительственных фондов, государственными субсидиями и прямым финансированием работы общественных организаций из Москвы. Известно, также, что на 2015 год особое внимание в работе с российскими соотечественниками будет обращено на Украину и страны Балтии. А ответственными исполнителями на 2015-2017 гг. в этом направлении выступают МИД, Минкультуры, «Россотрудничество», «Роспечать» и другие.
Таким образом, действия Кремля по работе с «российскими соотечественниками» направлены на дестабилизацию общественного мнения в другой стране.
Как показывает практика, главным условием создания конфликтной ситуации в других странах является предварительная информационная обработка населения. Сюда можно отнести создание необходимого общественного мнения, развитие и продержка гражданских организаций националистического толка, а также обеспечение постоянного доступа для российских СМИ в государственное информационное пространство.
По мнению экспертов, существует множество опасений по поводу возникновения нового плацдарма нестабильности в северных районах Казахстана, восточной Беларуси или Литве. На это указывает высокая степень информационного проникновения российского потока в пространство этих государств, создание в них значительного числа пророссийских общественных организаций и формирование общественных мнений кремлевской направленности.