Политика

Неправильная мобилизация. Как государство забивает гвозди «айфонами»

3 марта 2015 22:15

Государство неспособно эффективно использовать ресурс мобилизованных. Эта проблема стала очевидной еще в прошлом году. В ходе аврального призыва бойцов многие попадали не в те войска, в которых раньше проходили подготовку, или не могли реализовать нужную на войне квалификацию. Вместе с тем, на фронт мобилизуют людей, которые приносили гораздо больше пользы в тылу, или, по крайней мере, могли быть определены в соответствующие своему профилю подразделения. Первыми, на кого обратили внимание общественные активисты стали врачи, журналисты и работники системы образования, пишет Анна Черевко в статье для «Главкома».

Не так давно информационные ленты облетела новость о том, что известного киевского нейрохирурга Олеся Гаращука призвали в армию в ходе четвертой волны мобилизацииНа своей странице в Facebook доктор разместил фото в военной униформе с комментарием, что армия ждала его 20 лет.

Нейрохирург Олесь Гаращук
Нейрохирург Олесь Гаращук

Новость о призыве вызвала шок у близких Гаращука и резонанс в СМИ, но никто из власть имущих так и не высказался против мобилизации уникального специалиста. Друзьям оставалось лишь подбадривать Олеся тем, что хирургическая форма ему идет намного больше. «Вы спасли многих и помогли многим. Возвращайтесь. Вас здесь очень ценят и ждут», - написала одна из пользователей соцсети.

Несмотря на нехватку врачей, сейчас медицинская брешь на фронте составляет как минимум 60 специалистов, в том числе, хирургов. Однако, как выяснилось, белый халат Гаращуку теперь придется сменить на камуфляжную форму и автомат, а клятву «не навредить» оставить в мирном прошлом. В виду бюрократических преград направить нейрохирурга на службу в военный госпиталь или оформить его как врача при батальоне нельзя. Вместо того, чтобы оперировать раненых и помогать больным, хирург будет осваивать оружие, выполнение разного рода команд и ходить под пулей.

В разговоре с «Главкомом» помощник министра обороны Всеволод Стеблюк заявил, что кадровых резервов у Минобороны нет, а привлекать новых людей они не могут. «Система подготовки врачей для ВСУ к этому моменту состояла из военно-медицинского факультета в университетах и военно-медицинской академии, принимавшей уже подготовленных выпускников и проводила интернатуру. В настоящее время большинство врачей не проходили военную кафедру и не имеют военную учетную медицинскую специализацию», - объяснил он. По словам Стеблюка, военные кафедры прекратили существование с 2008 года, и если до этого все врачи становились лейтенантами запаса, а медсестры получали военный билет рядового запаса, все это было разрушено. По словам Стеблюка, случаи, когда Минобороны не может назначить врачей на медицинскую должность, не редки. Это случается тогда, когда призывают, например, хирурга высшей категории, а у него военная учетная специальность еще со срочной службы из СССР сапер или танкист. В мирное время этот вопрос решился бы в кратчайшие строки – после трех месяцев обучения в военно-медицинской академии.

Массу замечаний в свое время вызвала и мобилизация журналиста, редактора популярного сайта «Историческая правда» Павла Солодька. С осени он был мобилизован в войска Украины и нес службу на востоке страны. Во время активной фазы не только вооруженной, но и информационной войны журналисту пришлось менять оружие - «перо» на автомат. Солодько жив, ему удалось выбраться из дебальцевского окружения. Его жена и близкие просят не поднимать панику и ждут его возвращения домой.

Павел Солодько
Павел Солодько

В ответ на новость о создании Министерства ифнормационной политики в начале декабря коллеги Солодько взорвались неодобрительными комментариями, напомнив, что он активно вел информационную войну, но государство нашло ему другое применение. Автор нескольких исторических медиа-проектов Вахтанг Кипиани написал: «До сентября месяца не меньше 500 тыс. украинцев в месяц читали «Историческую правду». Как все понимают, мы не развлекательный ресурс, мы предоставляем аргументы и корректируем мозги тем, кто кроме сталинских и брежневских учебников ничего в жизни не читал. За ежедневное обновление сайта отвечал Павел Солодько. В начале осени его мобилизовали в войска. Если бы в пресс-службу, военную или АТО-газету – Ок, но из классного и умелого редактора родина, которая жалуется на недостачу ресурсов для информационной политики, делает артиллериста. Еще раз – мы потеряли ключевую фигуру, которая занималась ежедневной жизнью сайта. Посещаемость упала очень существенно, украинское дело проигрывает - здесь и сейчас. Это результат действий тупоголовой власти. Которая не способна оценить, как использовать квалификацию людей».

Собственно, вопрос журналистов на войне сейчас пытается решить и Министерство информационной политики. На днях заместитель министра Татьяна Попова заявила о возможности избрания иных форм несения службы для медийщиков. Рассматривается вариант прикомандирования журналистов к определенной части в качестве пресс-офицеров. «Они будут жить по тому же уставу, выполнять все задачи, но в нужные моменты хвататься не за оружие, а за камеры», - рассказала она. Кроме того, мобилизованные журналисты могут быть зачислены на «службу» в информационные ресурсы, созданные при Министерстве обороны и Мининформе. По мнению Поповой, государственные медиа нужно срочно улучшать и, в первую очередь, поднимать уровень. Мобилизованные журналисты смогут подавать свои резюме на вакансии в газете или телеканале одного из ведомств.

Вступились за журналистов и в общественном совете при Гостелерадио. Там разработали и отправили в парламент проект поправок к закону о мобилизационной подготовке и мобилизации с просьбой создать отдельную нишу для журналистов, пиарщиков, SMM-щиков и IT-шников. Их предлагают причислить к ряду «кибервойск», создав для них отдельный фронт борьбы. По словам разработчиков, такие подразделения несут службу в Израиле, Англии. Специалисты будут предлагать свои резюме, а миссию оценки и произведения отбора возложат на специальную комиссию, в состав которой войдут авторитетные медиа-менеджеры и специалисты по борьбе с коррупцией.

Еще одна категория призывников, на счет которой правительство просят задуматься, – это преподаватели и учителя. В начале года, с началом новой волны мобилизации появились известия о том, что на войну могут отправиться сотни преподавателей по всей стране. К примеру, в Буковинском медуниверситете повестку получили больше 150 преподавателей, что равняется трети преподавательского состава университета. Аналогичная ситуация и с Ивано-Франковским медуниверситетом. Ректоры обращают внимание на то, что студенты и аспиранты, согласно проекту о мобилизации, не подпадают под призыв, но учить их будет некому. В официальном обращении работников образовательной сферы к Кабмину отмечено, что они просят разработать такую схему мобилизации, которая не будет вредить учебному процессу.

В отдельных городах под массовую мобилизацию попали и учителя, так как их легче всего «поймать» на рабочем месте, чтобы вручить повестку и выполнить призывной план. В то же время, школа теряет кадры, которых и так очень мало – мужчины не часто отдают предпочтение столь низкооплачиваемой работе. К тому же, срабатывает психологический фактор. Психолог Наталья Саратовцева, работающая с бойцами АТО говорит, что на войне многие получают новый опыт, с которым не могут вернуться к предыдущей жизни и профессии. Один из бойцов АТО, ранее преподававший в школе, к примеру, намерен посвятить свою дальнейшую жизнь вовсе не урокам, а вождению скорой помощи.

Эксперты неоднократно акцентировали внимание на том, что мобилизация, безусловно, важна и нужна, но для ее проведения нужно, как минимум, разработать план. В Украине существует система «Ствол», которая должна была являться базой данных о призывниках, чтобы в случае необходимости можно было оперативно разыскать человека с нужной квалификацией. Однако, как часто бывает, с электронной базой не сложилось. Но четкий план кого и куда нужно направить, какую квалификацию имеет тот или иной гражданин, в каких войсках он служил и какой опыт получил, должен формироваться. Именно он должен ложиться в основу мобилизации.

На данный момент законодательство делит людей на тех, кто мобилизации не подлежит (жители оккупированных территорий, студенты и аспиранты, отцы троих и более детей, опекуны, священники и непригодные по состоянию здоровья) и остальных. Сейчас никакой поправки на квалификацию или опыт человека здесь не делают.

За время работы Верховной Рады нового созыва, депутаты предложили всего 18 проектов, которые так или иначе связаны с мобилизацией. Львиная доля из них обращает внимание на такие немаловажные вещи как социальная защита семей «атошников», социальные гарантии бойцов, ужесточение меры наказания за уклонение или публичное выступление против мобилизации. Всего два проекта обращают внимания на состав мобилизованных (настаивая на том, что нужно призывать в первую очередь тех, кто имел хоть какой-то опыт службы и офицеров запаса МВД, СБУ, налоговой полиции) и на экономических факторах – соотношение выполнения плана мобилизации и обеспечения стойкости предприятий реального сектора экономики. Депутаты даже додумали предложить проект о легализации откупа от мобилизации, предлагая призывнику заплатить 29,5 тыс. гривен. Об оптимизации процесса и кадровых подходов речь пока не идет. Бывший комбат «Днипро-1», депутат от «Народного фронта» и член комитета национальной безопасности и обороны Юрий Береза говорит, что такие инициативы в комитете не рассматривались, однако он готов их поддержать. «Война в Украине идет из-за того, что последних 10-15 лет велась ужесточенная информационная война со стороны России, - сказал он. – Я готов поддержать изменения в закон, так как сегодня то, что делают журналисты в тылу, может быть важнее, чем выпущенные патроны и снаряды».

Напомним, ранее Президент Украины Петр Порошенко заявлял, что в Украине не будет практики принудительной мобилизации.

По данным Минобороны, план по мобилизации первого этапа четвертой волны не выполнен, а по официальным данным в стране более 17 тысяч отказников от мобилизации в том виде, в котором ее пытаются проводить.

Сегодня Порошенко подписал ряд законов, которые усиливают ответственность военнослужащих и мобилизованных


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling