Общество

Откуда в Украине за год появился "фашизм"? Мнение

14 апреля 2015 07:15

Если взять некую упрощенную социологическую модель, то можно сказать, что современные смыслы и идеи обращаются в трех сферах – в политической, информационной и повседневной межличностной коммуникации. Иногда одна сфера начинает довлеть над другими, и это приводит к конфликтам между ними. Например, в последнее время информационная среда порождает такие смысловые конструкции, которые одинаково серьезно влияют и на политическую, и на повседневную жизнь, зачастую создавая альтернативную реальность, которая имеет мало общего со здравым смыслом и логикой. В этом смысле примечательной является идея «фашизма» в Украине, которая бродит в российском и украинском информационном пространстве последний год.

На простом бытовом уровне трудно представить, откуда взялась эта идея, так как сегодня в повседневной украинской жизни очень трудно встретить фашиста в классическом понимании этого слова. Истоки современной идеи «украинского фашизма» появляются на стыке политики и информации во время второго Майдана, когда с помощью определенных акцентов выводилась на передний план «решающая» роль националистических партий в смене режима Януковича.

Стоит отметить, что в жизни современной Украины политические силы и организации, связанные с национальной идеей, играют заметную, а иногда даже влиятельную, но не определяющую роль. Для того чтобы понять это, достаточно проанализировать результаты голосования на любых украинских выборах. Например, националистическая «Свобода» в нынешнем составе парламента вообще не представлена.

Кроме того, как уже говорилось выше, за последний год политическое и повседневное в Украине подверглось серьезному информационному влиянию извне. Размах и масштаб нового взгляда на Украину с российской стороны оставил вне конкуренции идеи украинских политических и гражданских движений, в том числе и националистических.

По сей день устойчиво живет идея о государственном перевороте в Украине. Причем перевороте обязательно «фашистском». Но никто сейчас и не вспомнит, что существенное ослабление власти Виктора Януковича произошло со сменой президентско-парламентской модели правления на парламентско-президентскую. Да, Майдан существенно повлиял на смену власти, но сам режим менялся в рамках формальных процедур, к которым и относится создание ситуативного большинства, в данном случае – парламентского.

Но на повседневном уровне продолжает жить своей жизнью мем о победе Майдана, который привел к власти «профашистскую хунту». Гражданское выступление, представленное студентами, бизнесменами, врачами, учителями, журналистами, безработными, пенсионерами и прочими, стало «фашистским» движением только потому, что явилось протестом против сверхкоррупционной политики властей. И если одним из признаков фашизма является постулат о примате одной нации над другой, то получается, что режим Януковича – это целая нация, которая потеряла власть в результате противостояния с гражданскими, ведомыми националистическими партиями Украины. Логика в этой цепочке сомнительная, на уровне бытового восприятия украинское большинство страны эту идею не опровергает и даже не обижается: «Фашисты, так фашисты. Что поделаешь?»

Существует мнение, что устранение режима от власти – это было и устранение от принятия решений той части избирателей, которые голосовали за Януковича. Но вряд ли для людей, стоявших на Майдане, целью было каким-либо образом повлиять на избирателей юго-востока Украины. На бытовом уровне те, кто выступал против Януковича и Партии регионов, обычно только лишь выражали недоумение: «Как можно голосовать за людей, которые меньше всего будут думать о народе, а будут заниматься собственным обогащением?» Контраргументом другой стороны было утверждение: «А оранжевые разве как-то отличаются от бело-голубых?» Этот диалог длился с 2004 по 2010 год.

Точку в нем поставил сам Янукович, посадив в тюрьму лидера, за которого проголосовала половины страны, – кандидата на выборах в президенты 2010 года, занявшую второе место Юлию Тимошенко. Тем самым был создан серьезный дисбаланс в политической и общественной сферах. Этот дисбаланс в системе усилился нарастающими критическими явлениями в экономике. Янукович, как, впрочем, и большинство украинского политикума, оказался типичным представителем того отечественного бизнеса, который воспринимает власть только как средство зарабатывания денег. Именно поэтому после Майдана самостоятельная политика тех, кто голосовал за Януковича, свелась больше к вопросам собственной независимости, но никак не к защите своего делегированного во власть кандидата. Для усиления эффекта идея собственной независимости включила в себя борьбу с украинским «фашизмом», ведь борьба с любым фашизмом, даже виртуальным – священна.

Постмайданные события, военные действия в Донбассе в дальнейшем только усилили «фашистскую» идею, но уже не только в информационном, но и на повседневном уровне. Ужасы войны, которую одна сторона ведет за независимость, а другая – за целостность своей территории, стали по определению «фашистскими», причем похожие обвинения звучат и с той и с другой стороны.

Настоящий фашизм предполагает обязательное признание собственной нации как превосходящей все остальные. У фашистского государства должен быть свой вождь – харизматическая личность, мессия, которая ведет за собой народ и является проводником фашистских идей. Фашистское государство репрессивно по определению и стремится к контролю всех сфер жизнедеятельности. В конце концов, такое государство предполагает определенный экономический рост, для того чтобы воплощать свои идеи в жизнь.

Все годы независимости, при любых президентах украинское руководство старалось проводить национальную политику. Украинский язык как государственный, делопроизводство на украинском языке, обучение – все эти нововведения были направлены на утверждение новой украинской идентичности. Но из-за того, что государство и общество живут в двух непересекающихся реальностях, украинизация носила неупорядоченный и в общем нестрогий характер. Русский язык в Украине спокойно использовался, на нем никогда не запрещалось говорить. Межнациональные отношения регулировались сами собой, без государственного вмешательства.

Про вождя в Украине говорить, наверно, даже не стоит. Отсутствие лидера, способного к историческим свершениям, – это проблема Украины. Понятное дело, речь идет не о фюрере или мессии, но, когда в государстве катастрофически не хватает масштабных личностей, тем более трудно говорить о каком-либо фашизме. Ну а экономика Украины находится в таком тяжелом положении, что государству сегодня трудно не только продвигать какие-либо свои идеи, но и вообще – защитить само себя, дав вменяемое обоснование своей политике.

Однако некоторые решения новой власти выглядят все же неоднозначными. Речь идет о законе «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и пропаганду их символик» и законе об «Увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939–1945 годов».

В принципе, понятно, чем руководствовались инициаторы эти законов. История Украины – это во многом история войн на ее территории, где часто в противоборствующих конфликтах сходились европейская и российская цивилизации. Выживание и развитие современного Украинского государства возможно, только если страна сможет и в будущем оградить себя от репрессивного влияния извне. Это значит, что нужно перевернуть страницы истории, и в этом плане Украина старается воспроизвести европейский опыт, когда масштабные войны и притеснения единодушно осуждаются и признаются как категорически неприемлемые.

На деле принятие этих законопроектов вызывает массу вопросов, так как в обществе нет консенсуса по поводу пересмотра истории. Согласно данным исследования Центра «Социальный мониторинг», 78,1% населения Украины считает, что День Победы необходимо продолжать праздновать 9 мая. Интересно, что 66,5% украинцев, которые считают позитивными итоги второго Майдана, также считают, что праздник должен отмечаться в этот день.

Поэтому, несмотря ни на что, 9 мая в стране будет отмечаться День Победы, ведь война затронула каждую украинскую семью. Но и 8 мая, как и остальная Европа, Украина будет отмечать День памяти и скорби. Однако это не означает, что в исторических оценках вклада в победу существуют какие-то различия. Тем более неуместны разговоры про украинский «фашизм». Пусть это останется на совести тех, кто представляет сегодня информационную диктатуру. История со временем все расставит на свои места.

Slon.ru, Тарас Богдан


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling