Харьков

Лишь 20% харьковчан намерены оплачивать коммуналку по новым тарифам

4 сентября 2015 22:28

Харьковчане уверены, что тарифы на коммунальные услуги не соответствуют их качеству, но при этом продолжают их оплачивать. Однако новые объявленные тарифы людей подкосили - только каждый пятый согласен оплачивать коммуналку по возрошим ценам. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного в Харькове, передает корреспондент "Главного".

Опрос проводился с 28 по 30 августа 2015 г. Харьковским филиалом Института Горшенина  в местах массового скопления людей. Согласно стихийной выборке было опрошено 600 жителей Харькова старше 16 лет. Квотами выступали пол, возраст и район проживания опрашиваемых респондентов. Погрешность репрезентативности не превышает +/- 4,0%.

Как отметила на брифинге социолог Харьковского филиала Института Горшенина Ксения Коренева, у харьковчан нет однозначного мнения по поводу качества коммунальных услуг. В нашем городе почти поровну довольных и недовольных качеством услуг ЖКХ - 40% и 33% соответственно. При этом только 9% удовлетворены качеством полностью. И еще 34% людей, которые чем-то довольны, а чем-то нет.

 

При этом, по словам социолога, основное недовольство у харьковчан вызывает подача горячей воды. Этой услугой недовольны почти половина горожан (47,5%). Качество отопления вызывает вопросы у трети горожан (35%). Третье "почетное" место занимает работа лифтов (19%). Ксения Коренева обратила внимание на тот факт, что по сравнению с опросом 2009 года наметилась позитивная тенденция с вывозом мусора. Сейчас качеством этой услуги недовольны лишь 9% харьковчан, тогда как в 2009 году таких было 28%. Полную информацию по другим позициям вы можете увидеть на фото.

При этом харьковчане считают, что тарифы на предоставляемые услуги существенно завышены и не соответствуют их качеству. Так думают рекордные 84% горожан. Лишь 5% уверены, что цены соответствуют качеству.

Социолог подчеркнула, что, невзирая на недовольство, в большинстве своем харьковчане исправно платят за коммуналку. 73% опрошенных оплачивают услуги ЖКХ полностью, еще 21,5% - частично. И лишь не более 3% не платят вообще.

Однако, оплата коммуналки дается нелегко нашим горожанам. Почти половина опрошенных (46%) тратят на оплату коммунальных услуг от четверти до половины семейного бюджета. Еще 27,5% респондентов тратят от 50% до 74% семейного бюджета. 14% тратят на это менее 25% семейного бюджета ежемесячно и 5% – более 75%.

Поэтому, логично, что последующее повышение тарифов ляжет неподъемным грузом на бюджет харьковчан. Лишь 21,5% опрошенных смогут и дальше оплачивать коммунальные услуги. А 42% будут вынуждены оплачивать их частично, 11% и вовсе откажутся. Четверть горожан еще не решили для себя этот вопрос.

Следует отметить, что большинство горожан (63%) считают неправильными санкции в отношении должников в виде отключения от услуг. 22% придерживаются противоположной точки зрения и считают данную санкцию допустимой. Каждый десятый не смог высказать свое мнение  однозначно.

Ситуацию с тарифами прокомментировал глава Харьковской областной общественной организации "Об'єднання "Самопоміч" Тарас Ситенко. Он считает, что основная проблема заключается в существовании монополий. У харьковчан нет возможности сменить поставщика коммунальных услуг, и поэтому он диктует свои условия, в том числе повышает тарифы по своему усмотрению.

Вторая проблема, по словам Тараса Ситенко, в том, что у нас нет прозрачности формирования коммунальных тарифов. Харьковчане не могут проверить обоснованность того или иного тарифа. Ситуация усугубляется тем, что в формировании тарифов зачастую принимают участие другие монополии. Например, тарифы на холодную и горячую воду, помимо непосредственных исполнителей, формирует еще и Облэнерго.

И провести аудит этих структур невероятно сложно. Практически невозможно проследить всю цепочку формирования тарифа. Даже в Киеве эту задачу поручили международному аутсорсинговому агентству Ernst & Young. "Если мы хотим что-то поменять, то мы может выходить на европейские структуры которые могут предоставить грант. Причем не только на сам аудит, но и на капиталовложения. Тарифы ЖКХ и энергосбережение - очень актуальный вопрос в Евросоюзе, и они для Восточной Европы выделяют очень большие деньги в качестве грантов или беспроцентных кредитов", - советует Тарас Ситенко.

В Харькове есть проблема несоответствия качества услуг и ее стоимости, говорит политик. Как пример он приводит холодную воду, которая течет из наших кранов. По нормативам она уже давно является технической - это подтвержают лабораторные анализы СЭС. Однако платим мы как за питьевую воду. Но по законодательству, если качество не соответствует заявленному, мы имеем право не оплачивать услугу или оплачивать ее с пониженным коэффициентом. То же касается и температуры горячей воды, и температуры воздуха в помещении.

По мнению Ситенко, Антимонопольный комитет, который должен был бы контролировать этот вопрос, не справляется со своими обязанностями. Глава Харьковского отделения АМКУ Анатолий Косолапов, по словам политика, вообще попадает под люстрацию и пост этот занимать не должен бы. Но занимает. И поэтому "Самопоміч" весь диалог ведет с Киевом.

Чтобы харьковчане полностью оплачивали коммунальные услуги, нужно обеспечить их качество и убрать с рынка искусственные монополии. Для этого можно допустить в город даже нехарьковские компании. "Это нормальная практика, когда в тендерах, например, на вывоз мусора принимают компании из Запорожья, Днепропетровска. И громада может их выбирать - на уровне ОСМД иди ЖЭКа", - уверяет Тарас Ситенко.

"После этого люди должны оплачивать. А если не оплачивают, то не получают услуги. Тут закон должен быть суров - и к поставщикам, и к пользователям", - резюмирует Ситенко.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling