техно

Открыта новая система редактирования генома человека

30 сентября 2015

Группа американских ученых открыла новую систему CRISPR, которая позволяет точнее и проще редактировать геном.

CRISPR – система защиты бактерий от нападения вирусов, распознающая и разрушающая их ДНК. Существует много ее разновидностей у различных бактерий, но не все они подходят для редактирования генов млекопитающих и человека.

В работе, опубликованной в журнале Cell, Фэн Чжан из Института Брода и его коллеги описывают новую систему CRISPR-Cpf1, у которой обнаружились неожиданные свойства и способность редактировать человеческий геном. Директор Института Брода Эрик Ландер назвал описанную систему новым поколением технологий редактирования генома.

Исследователи выделили энзимы Cpf1 у бактерий Acidaminococcus и Lachnospiraceae. Новая система отличается от Cas9 более простым устройством: ей требуется лишь одна молекула РНК (Cas9 нужны две), а ее размер – меньше. Кроме того, Cpf1иначе разрезает ДНК, что минимизирует неконтролируемые мутации и помогает делать более точные вставки. Cpf1 также делает разрез дальше от участка распознавания, что позволяет вносить коррективы даже в случае мутации в месте разреза.

Чжан, Институт Брода и MIT планируют как можно шире распространить новую систему, открыв ее для других исследователей (так же они поступили с Cas9, впервые примененной для редактирования генома млекопитающих Чжаном параллельно с Джорджем Черчем из Гарварда).

Чжан и его соавторы считают, что вскоре предстоит открыть новые бактериальные энзимы, которые можно будет применить для редактирования генома.