Экономика

Немецкий журналист: Почему мне стыдно за Siemens

31 октября 2015 14:26

Крупный бизнес Германии поддерживает санкции против России лишь на словах. На деле же — продолжает заключать с агрессором сделки на миллиарды евро, пишет на портале НВ корреспондент немецкой газеты Die Welt по Восточной Европе Герхард Гнаук.

Cейчас все обсуждают скандал, в центре которого оказался немецкий автогигант Volkswagen из‑за махинаций с уровнем выброса вредных газов. Говорят о пошатнувшейся репутации бренда made in Germany и обмане. Некоторым немцам стыдно за это. Мне же стыдно за корпорацию Siemens. И тут проблема может оказаться серьезнее, чем загрязнение воздуха.

Ранее суд в Мюнхене подтвердил, что топ-менеджеры Siemens, одной из крупнейших компаний в Германии, в течение нескольких лет — с 2001‑го по 2004‑й — коррумпировали чиновников Ливии (во времена Муаммара Каддафи), Нигерии и России. Речь идет о взятках на сотни миллионов евро. Цель проста — получить большие госзаказы. Прибыль в 77 случаях взяток, упоминающихся в судебном решении, оценена в €200 млн. Чтобы сделать наказание более ощутимым, Siemens обязали выплатить штраф в размере €201 млн. Скандал со взяточничеством, по версии прессы, стал крупнейшим в истории немецкой экономики. И это печальный рекорд.

Решение суда появилось еще до начала российской агрессии против Украины. Но вот зеленые человечки заняли Крым, и кого мы видим по ТВ? Исполнительного директора концерна Siemens, господина Джо Кэзера. Кэзер первым из представителей немецкого бизнеса поспешил в Москву на встречу с Владимиром Путиным. В новостном сюжете о его визите камера охватывает зал, где Кэзер и делегация ожидают диктатора. Пока тот не появился, с немцами беседует Владимир Якунин, до недавнего времени глава Российской железной дороги. Сейчас, как известно, Путин вытеснил Якунина из узкого круга приближенных, и Кэзер, наверное, теперь плохо спит, думая о том, с тем ли человеком он шутил тогда в зале и как это отразится на бизнесе?

Siemens — яркий пример, но, вероятно, не единственный. Сделки немецких предприятий с Россией часто аргументируются, скажем, причинами неэкономического характера. Например, страховая компания Euler Hermes по желанию правительства Германии предоставляет гарантии по кредитам в рамках поддержки экспорта. Предприниматели экспортируют, и если покупатель не платит, расходы покрываются государством. На сайте Euler Hermes я прочитал, что в 1991–2011 годах в первую очередь был поддержан экспорт именно в Россию (на втором месте — Китай).

Так вот, когда для ведения бизнеса в России и с Россией не хватает экономических аргументов, появляются политические. И тут следует перечислить главные комплексы и мифы в отношении немцев к РФ.

Во-первых, многие политики и бизнесмены сотрудничают с Москвой, поскольку все еще тяготятся бременем вины за Вторую мировую. Во-вторых, делают это из чувства “благодарности” за то, что Советский Союз в свое время не препятствовал объединению Германии. Вдобавок существует вера в то, что проблемы Европы лучше решать вместе с Россией (хотя Путин наносит по этому убеждению все более серьезные удары). В конце концов, по‑прежнему жив миф, будто Россия — идеальный экономический партнер для Германии. Лоббисты различных фирм и политики кормят нас этим мифом уже 25 лет. И кормят убедительно. Если немцу показать статистику, где черным по белому написано, что объем торговли Германии с Россией сопоставим по объему торговли Германии с Чехией, он не поверит своим глазам. Кстати, в 2009 году и в 2014‑м объем торговли с Чехией был даже больше, чем с РФ.

Между Россией и Германией есть еще одна серьезная область сотрудничества — энергетика. Да, в прошлом году главы союзов предпринимателей перед камерами говорили красивые слова в поддержку курса Ангелы Меркель, направленного против российской агрессии. “Конечно, должны быть введены санкции против Москвы в ответ на аннексию Крыма. Мы выступаем за верховенство международного права”,— говорили они. На деле же с тех пор заключена даже не одна, а несколько российско-германских сделок на сумму свыше миллиарда евро каждая. В результате около 40 % немецких газохранилищ находятся в руках РФ. Кроме того, планируется строительство второй ветки газопровода Nord Stream.

Кажется, немецкая “остполитик” стала заложницей интересов 4–5 предприятий из области энергетики. Герхард Шредер, плавно перешедший с поста канцлера на должность председателя комитета акционеров проекта Nord Stream, может быть доволен. В то время как Ангела Меркель, кстати, прекрасно понимающая суть путинского режима, имеет все‑таки ограниченные возможности. В стихотворении писателя Гюнтера Грасса, посвященном Меркель, есть строки, которые очень точно это описывают: “Со всех сторон она в осаде интересов, которые, как в сговоре, все вместе подстерегают прибыль”.

 


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling