Харьков

В Харькове утверждают, что военная авиация "встала на крыло"

15 ноября 2015 08:10

У молодежи растет интерес к военным специальностям, говорят в профильных вузах. Самый популярный факультет - летный. О возрождении украинской авиации и об особенностях подготовки курсантов в условиях АТО рассказал летчик военно-транспортной авиации, начальник кафедры летной эксплуатации летательных аппаратов ХУВС, полковник Алексей Вовк.

Оксана Зинковская, корреспондент: - Вы - летчик военно-транспортной авиации, начальник кафедры летной эксплуатации летательных аппаратов Харьковского университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба. Расскажите, как пришли в профессию?

Алексей Вовк, летчик военно-транспортной авиации, начальник кафедры летной эксплуатации летательных аппаратов ХУВС: - Это был осознанный выбор профессии. Дело в том, что, по большому счету, вырос я на аэродроме, потому как отец военный. И с отцом колесили по всей Украине, по различным гарнизонам, куда отца судьба забрасывала. Вот и я вместе с ним, мамой, меняя школы, одну за другой, с аэродрома на аэродром. наблюдал, чем занимаются летчики.

Мама до сих пор вспоминает, а помнишь ту зелененькую книжечку, которую я читала, а ты запомнил: «У меня есть дядя Клим. Он - военный летчик. Я мечтаю стать таким. Но смеется дядя Клим: подрасти чуточек. Дядя Клим, я не шучу, в самолете полечу».

Постоянно, когда я на полетах или с семьей приезжаем к родителям, уже моему сыну говорят: а твой папа когда-то такой стишок выучил, наверное, с этого стиха, с этой кочевой офицерской жизни отца - все и началось. В Советском союзе - перебазирование с аэродрома на аэродром, обеспечением занималась транспортная авиация. Тогда вместе с отцом на самолете транспортной авиации мы путешествовали. Тогда был осознанный выбор, каким именно летчиком я хочу стать. И появилась первая мечта, которую я воплотил: стать летчиком военно-транспортной авиации. Я видел, сидел в кабине. Видел работу экипажа, чем и как они занимаются. Это - мощь. Это большое, красивое. Заходишь - специфический запах краски авиационной. До сих пор, поднимаешься на борт, вкусив воздух краски авиационной, отключаешься от всех мирских забот, настраиваешься под этот запах и готов выполнять полет. Для меня он лучше всякого парфюма и тому подобное.

Отец не хотел, чтобы я шел в училище, тем более летное. С мамой мы уговорили. Созвали семейный совет. И было принято решение. Отец уже потом спустя много лет, когда я получил лейтенантские погоны, на выпускном вечере сказал: Я счастлив, что мой старший сын стал офицером. А когда я уже стал полковником, отец сказал: Я горд. Мне было очень приятно.

- Какой вуз заканчивали? Где обучались?

- Здесь, в Харькове. Наше прославленное Харьковское летное училище. Тогда оно было переименовано в Харьковский институт летчиков. В 94 году поступил, в 98 году закончил.

- После окончания тогда еще института, где проходили службу?

- К тому времени я уже был женат. Мы приняли тогда решение - поехать в полк транспортной авиации, который тогда дислоцировался во Львове. Это самая крайняя точка от Харькова, куда можно было уехать. Опять-таки, и себя испытать на прочность, и семейные отношения. И доказать, что я действительно могу автономно существовать со своей семьей. Это 90-е годы, зарплату задерживали. Платили нерегулярно. На Новый год 30 гривен на двоих, на бутылку шампанского, и больше ничего. Ждали - когда же будет финансирование. Началось все оттуда. Это эскадрилья, которая тепло приняла, это командир полка.

- Сколько лет вы прожили во Львове и куда дальше?

6 лет я прожил во Львове с супругой. Прошел - от помощника командира экипажа до начальника штаба эскадрильи авиационной. Я поступаю в Национальную академию обороны Украины на специальность, связанную с подготовкой будущего командного состава. Немного хуже стало с полетами. Я, тем не менее знал, если я защищу диссертацию, я докажу и самому себе, в первую очередь, что я смог. И откроется совсем другая дверь. И будут там и полеты.

- Как попали в ХУВС?

Поставил себе цель - я хочу попасть в эти единицы и вернуться в родной Альма-матер немного в другой роли. Не лейтенантом-выпускником, а, пройдя определенный жизненный путь, набравшись опыта, чтобы потом передать его молодежи.

- Чему, в первую очередь, обучаете сегодня курсантов?

Это - жить и выжить. Грамотно эксплуатировать самолеты, вертолеты, в зависимости от их специализации. Знать тонкости, нюансы, с которыми мы сталкивались. О которых не написано ни в одной инструкции, ни в одной книжке

- Отличается ли как-то обучение курсантов 10-15 лет назад и сейчас? В чем разница

Конечно. 20 лет назад это была советская школа, где минимум было математики-физики, а максимум давали военизированных дисциплин. Плюс - полеты. Сейчас это все в совокупности идет. Первый курс занимается у нас общеразвивающими дисциплинами, подготовительными. А второй курс, извините, ребята, выходите на полеты летать. Поехали изучать аэродинамику, конструкцию, эксплуатацию, навигацию, чтобы этот мальчик, которому-то 17-18 лет, через год он уже должен сесть в машину. Пусть это легкомоторный самолет, но он тоже в воздухе. Им тоже надо управлять. Техника имеет свойство отказывать, нужно знать, что отказало. Как и почему? И что делать, чтобы ты остался жив.

- Существует мнение, что с началом проведения АТО, отношение к подготовке будущих офицеров изменилось. Есть ли какая-то разница - полтора года назад как готовили курсантов и сегодня?

Еще три года назад курсант выпускался с минимальным налетом, который позволяет ему овладеть выбранным видом техники - самолет или вертолет. То сейчас с проведением антитеррористической операции ребята имеют достаточные навыки в технике пилотирования, в боевом применении, ребята уверенно чувствуют себя в кабине самолета, летают днем, ночью. За последние 15-20 лет мы впервые возобновили полеты курсантов ночью

- Вы были в зоне проведения АТО. Как-то поменялся ли ваш подход после боевых выездов в отношении курсантов?

Рассказываю то, что я видел там. Тот опыт, который мне ребята, с которыми я там был, передали. И нацеливаю на то, что, мальчики - вы должны. Если не вы, то кто же? Зачем же тогда надевать офицерские погоны, дабы потом прятаться за юбкой мамы или жены. Такого быть не должно. Вы патриоты? Если да, тогда в однострой и пойдем. Если вы считаете, что это не ваше, не занимайте чужое место. Есть такая профессия: Родину защищать. И в современных условиях, это как никогда ярко. Нужны они, нужны стране.

Есть у нас такая уверенность в том, что авиация будет не в прошедшем времени, а только в настоящем и будущем. Ведь сколько сделано для того, чтобы возобновить парк самолетов и вертолетов. все это делается. авиация встала на крыло. Я думаю, мы только начинаем этот путь возрождения - Відрождення авіації Збройних Сил України.

Объектив


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling