Политика

НГ: В связи с блокадой российского транзита у ВТО и ЕС могут появиться вопросы к Киеву

15 февраля 2016 07:49

Сегодня украинское правительство должно обнародовать официальное решение о транзите российских грузов. Стихийная акция по блокированию грузовиков, начавшаяся в четверг в Закарпатье, к воскресенью распространилась на семь областей Украины, сообщает Независимая газета. Ситуация остается тупиковой: украинская власть не может запретить российский транзит и при этом не рискует разогнать участников набирающей обороты блокады.

Проблема возникла после того, как Польша на прошлой неделе запретила транзит из РФ по своей территории. Фуры, ранее следовавшие через Белоруссию и Польшу далее в ЕС, вынуждены были изменить маршрут.

Из Белоруссии они направились в Украину, откуда можно было бы, обойдя Польшу, проехать в Словакию и Венгрию.

По украинской территории российский транзит не запрещен, хотя вопрос о запрете возник еще в декабре–январе. Напомним, с начала года РФ ввела эмбарго на большинство украинских товаров и новые правила транзита для украинского экспорта по российской территории. Формально условия транзита были изменены для поставок в Казахстан, хотя через РФ пролегают маршруты и в Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Китай, Азербайджан, Грузию. Годовой объем экспорта, по данным украинской стороны, составлял ранее около 2 млрд долл.

В начале января украинские перевозчики заявили, что был парализован весь поток независимо от точки назначения товаров. 10 февраля правительство Украины ввело ответные торговые запреты на поставку товаров из РФ в Украину. Тогда же раздались первые призывы заблокировать российский транзит по украинской территории. Но власть не согласилась.

Замминистра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины Наталья Микольская в январе заявила, что украинская сторона будет придерживаться правил ВТО. Генеральное соглашение о тарифах и торговле ВТО содержит статью «Свобода транзита», в которой стране запрещено ограничивать или блокировать транспортировку грузов по маршруту, который начинается и заканчивается за пределами этой страны. Кроме того, как пояснила Микольская, ограничения могли бы нанести вред европейским партнерам Украины, получающим грузы из РФ. Поэтому на официальном уровне правительство не вводило запрет на российский транзит. Его объемы, по словам украинских чиновников, неизвестны, поскольку российская сторона не раскрывает данные, а Украина не вправе выяснять такую информацию.

Впрочем, точечно проблема с транзитом возникла 20 января на черниговском участке украинско-российской границы. На пункте пропуска «Троебортное–Бачевск» месяц назад скопились сотни фур, которые не могли проехать на украинскую территорию. Все они направлялись в Молдавию. Поэтому претензии к Украине возникли и у Москвы, и у Кишинева. Киев объявил, что никаких запретов не было введено. Спустя несколько дней выяснилось, что ситуация была вызвана недоразумением: украинское правительство ввело в действие решение о запрете на ввоз на свою территорию дополнительного перечня российских товаров. Таможенники и пограничники не были своевременно информированы о том, что документ не регламентирует вопросы транзита. Лишь спустя несколько дней ситуация прояснилась.

Однако представители компаний-перевозчиков в тот момент сообщили, что проблема может возникнуть снова. Бывший замдиректора филиала Ассоциации международных автоперевозчиков Украины Владислав Бовсуновский пояснил агентству «ЛигаБизнесИнформ», что Украина и Россия не провели заседание совместной комиссии, которая утверждает разрешения и устанавливает квоты на транзит. Эта проблема была решена в феврале: Украина и Россия обменялись временными квотами разрешений на транзитные перевозки грузов. «Точную квоту определят в ходе переговоров в первом квартале 2016 года», – сообщил Мининфраструктуры Украины.

Как раз в тот момент, когда проблема нашла хотя бы временное решение, на украинской территории началась стихийная блокада российского транзита. В прошлый четверг несколько российских грузовиков были остановлены в Закарпатской области. В пятницу движение стали блокировать в Волынской, Ивано-Франковской, Черновицкой и Львовской областях. В субботу – в Житомирской. Вчера сообщалось о случаях в Винницкой, Ровненской и Днепропетровской областях.

Инициаторами блокады стали объединившиеся радикальные организации, большинство из которых созданы участниками войны в Донбассе. В СМИ авторами идеи называют союз участников боевых действий в АТО «Собратья», а также общественные объединения, созданные в поддержку бывших добровольческих батальонов, – «Карпатская Сечь», «Айдар», «Азов», «Донбасс» и др. Кроме того, к акции присоединились «Правый сектор» (запрещенная в РФ организация) и праворадикальная партия «Свобода».

Абсолютной согласованности в действиях радикалов в разных областях не было. По состоянию на вчера действовало только одно общее правило: машины, направлявшиеся в сторону России, не задерживали, движение полностью не перекрывали ни в одном направлении, останавливали только грузовики, следовавшие из РФ в ЕС, и вынуждали водителей развернуться в обратную сторону. Однако в Волынской области в пятницу на пункте пропуска «Доманово» одну из машин полностью заблокировали. Украинским телевизионщикам участники блокады пояснили, что причиной стала георгиевская ленточка в кабине. «Не выпустим. Будем все эти фуры просить обменять на Савченко и других пленных», – сказал в комментарии «5 каналу» один из радикалов.

Чего добиваются инициаторы блокады транзита, сообщил на своем сайте «Правый сектор». Организация со товарищи требуют признать Россию страной-агрессором «во всех сферах общественно-политической жизни Украины, в частности, путем запрета на размещение бизнеса оккупанта на украинской земле, прекращения торговли с Россией, запрета на въезд и транзит через Украину грузового российского транспорта». В специальном заявлении было сказано: «Даем время до вечера понедельника, 15 февраля, на законодательном уровне принять решение о запрете торговой деятельности России на территории Украины. Если требования украинского народа будут выполнены, то мы уменьшим количество своих людей (участников блокады) и снимем напряженную атмосферу в стране, связанную с блокадой. Однако если наши требования будут проигнорированы, мы объявим всеукраинскую блокаду трасс и украинский народ заполнит все дороги государства».

Поначалу решить проблему попытались на уровне местной власти. Губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль сразу же выехал на место событий. Но не убедил радикалов отказаться от блокирования транзита. Более того, пообщавшись с ними, Москаль сказал, что направит в кабинет министров официальное письмо: «Мы с Россией или воюем, или торгуем». Он пояснил позицию: «Если поляки не пускают российские фуры через свою территорию, если Россия не пускает к себе украинские товары, вводит ограничения на въезд наших граждан (а мне, председателю облгосадминистрации, вообще запретила въезд на свою территорию), то и Украина должна действовать адекватно». Губернатор подтвердил, что радикалы блокируют исключительно проезд российских автомобилей, но не мешают движению других машин.

За несколько дней блокады, по данным украинской стороны, с проблемой столкнулись водители нескольких десятков российских фур. Выяснилось, что в Украине ни одно ведомство не может повлиять на ситуацию. Замминистра инфраструктуры Оксана Рейтер, отвечая на вопрос агентства «Интерфакс-Украина», подтвердила, что официально Украина не запрещала российский транзит. Но и не запретила гражданскую акцию. «Сейчас в Украине проходит много акций. Нормальная мне, кажется, реакция на вид российского флага. С формальной точки зрения перекрытие дороги – это правонарушение, но министерство некомпетентно реагировать на такие правонарушения, для этого есть другие службы и процедуры», – сказала она.

Представители полиции, приезжающие на место скандалов с российскими водителями, тоже не видят нарушений со стороны украинских активистов. Поскольку дороги не перекрыты, а протест имеет политические причины, факта правонарушения якобы нет.

Эксперты в Киеве отмечают, что в этом вопросе власть вынуждена действовать крайне осторожно. Ведь в стране зреет недовольство двойными стандартами (президенту Петру Порошенко едва ли не на каждой пресс-конференции напоминают о его Липецкой фабрике) и крепнут подозрения относительно настоящих бизнес-интересов власти.

В конце года Центр Разумкова провел соцопрос об оценке гражданами усилий власти по защите суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. 45,8% украинцев считают, что власть «защищает только на словах, а на деле занимается борьбой за власть и ресурсы»; 20,7% заявили, что «украинская власть не имеет собственной позиции и выполняет указания Европы и США»; 11% сочли, что власть «боится Путина и готова принести в жертву национальные интересы, чтобы избежать борьбы». Только 12,4% разделили мнение, что власть делает все возможное для защиты интересов государства, а еще 10,1% затруднились с ответом.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling