Политика

Российский публицист: Уйдет ли Путин в 2018 году?

6 сентября 2016 18:04

Если бы Путин сегодня сказал, что он не будет баллотироваться в президенты, в России начался бы политический хаос, пишет на портале НВ российский публицист Леонид Радзиховский.

В интервью телеканалу Bloomberg Владимир Путин заявил, что пока не знает, будет ли принимать участие в выборах президента в 2018 году. «Будущий лидер должен быть достаточно молодым человеком (…), но зрелым», – добавил российский президент.

Абсолютно пустые слова, ничего определенного из них вынести невозможно. Путин потому и сказал эту реплику, что в ней нет никакого содержания. Что значит «молодой», по сравнению с кем? Что значит «зрелый»? Хиллари Клинтон, кандидату в президенты США, 68 лет; ее сопернику, Дональду Трампу, - 70. По сравнению с ними, Путин молодой.

Если бы Путин сказал сейчас, почти за два года до выборов, что он не будет баллотироваться в президенты, в России начался бы политический хаос. Российская политическая система, как известно, персоналистическая, самодержавная. Когда самодержец объявляет о своем уходе, самодержавие падает, начинается распад.

С другой стороны, сказать «я иду» будет не по-путински. Он обожает кокетничать, интриговать, держать напряжение и создавать информационные поводы. Раскрыв карты, Путин обнулил бы для себя коридор интриги.

Если рубль вдруг рухнет в десять раз, а нефть будет стоить около $20, Путин, наверное, не пойдет в президенты. Тем не менее, вероятность такого поворота близка к нулю. В широком диапазоне, когда нефть стоит от $40 до $60, а доллар – от 50 до 80 рублей, Путин может совершенно спокойно, ни с кем не советуясь, решать, баллотироваться ли ему на новый срок, или нет. И это решение будет зависеть исключительно от его внутренних побуждений.

Как человек посторонний, я могу лишь перечислить ряд очевидных соображений, которые будут побуждать Путина баллотироваться на второй срок: привычка к неограниченной власти; тот факт, что должность президента давно стала содержанием его жизни; невероятное тщеславие и жажда привлекать к себе внимание; неизбежная после 15 лет у власти потребность в лести, а также страх, что будет с ним после ухода.

Но есть и такие соображения, которые могли бы его удержать от нового президентского срока. Путин привык быть волшебником. Первые два срока своего президентства он был добрым волшебником, из его рукава на Россию лился «золотой дождь», точнее нефтедолларовый «дождь». Хотя его заслуга в высоких ценах на нефть равна нулю, огромный экономический успех России ассоциировался, конечно же, с Путиным.

Во второй половине своего правления Путин был злым волшебником. Злым для Украины и Запада, но по-прежнему добрым для россиян: #Крымнаш, огромное (хоть и отрицательное) влияние главы Кремля во всем мире. Путин стал едва не главной фигурой президентской избирательной кампании США – такого в истории еще не было. Путину приписывают едва ли не все, что происходит в мире: от терактов и войн до партий, которые функционируют в Европе. Для Запада он стал великим и ужасным.

Поддерживать тот же уровень популярности и влияния в течение следующих шести лет будет весьма проблематично. О новом экономическом прорыве в России не говорит уже никто: все понимают, что шансов никаких. В лучшем случае будет медленный рост, в худшем – стагнация.

Какие еще чудеса можно устроить на международной сцене? Чем еще привлечь к себе внимание? Чем еще уконтрапупить мировую атмосферу? Не понятно, и это проблема. Как быть человеку, который привык быть в центре внимания и творить чудеса, если продолжать в том же духе невозможно. Как актеру, который привык играть Макбета и Гамлета, переходить на роль характерных персонажей? Очень тяжело, скучно и в каком-то смысле даже унизительно заниматься мелкой, рутинной работой, когда ты привык играть в Наполеона. Обрекать себя на шесть лет прозябания не так-то просто.

Путин – самодержец, который легко меняет любые фигуры. Недавнее мгновенное снятие Сергея Иванова с должности главы президентской администрации, который считался вторым по влиянию политиком в России, показывает, что никого в российской политике, кроме Путина, нет. Есть только вертикальная самодержавная структура. Ее можно необыкновенно легко наполнять любыми людьми. Если бы Путин решил уходить, он определил бы преемника, который, по его представлениям, на 100% гарантирует ему безопасность, уважение, исключительное положение, все мыслимые и немыслимые привилегии.

Таким образом, с моей точки зрения, 9 из 10, что Путин в президенты пойдет. А если он пойдет, то его обязательно выберут, это даже не обсуждается - особенно при таких соперниках как Зюганов, Жириновский и Явлинский, тройка, которая определена раз и навсегда. Но есть 1% вероятности, что он откажется баллотироваться, удивив мир еще раз своим самым неожиданным и громким поступком. Вероятность ничтожно мала, но не равна нулю.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling