Новости

Мнение: масло вместо пушек, или нелетальная помощь Запада

10 октября 2016 17:02

22 сентября 2016 года, на третьем году после начала российской военной агрессии в Крыму, посольство США в Украине сообщило, что палата представителей Конгресса США одобрила закон H.R. 5094 «О поддержке стабильности и демократии в Украине».

Согласно закону, который содержит запрет на признание США аннексии Крыма Россией, соответствующие санкции могут быть сняты с РФ только после того, как американский президент предоставит Конгрессу свидетельство о восстановлении суверенитета Украины над полуостровом. Фактически, американские законодатели подстраховались на случай непредвиденного поведения нового президента по украинскому вопросу. Кроме всего прочего, в документе указан перечень средств поддержки Украины, в том числе летально-оборонительных систем вооружений.

Новость не вызвала особого ажиотажа в медиапространстве, поскольку разговоры о предоставлении летального вооружения ведутся уже давно, однако дальше разговоров дело до сих пор не заходило.

В феврале 2016 года бывший командующий силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав подал рекомендации правительству США о предоставлении Украине летального оружия. Однако спустя несколько месяцев постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр заявила, что экономическое и дипломатическое давление на Россию является более эффективным, чем использование Украиной летального оружия для решения конфликта на Донбассе.

Такие дипломатические «качели» за и против предоставления оружия продолжаются с начала необъявленной войны, которую ведет Россия на территории Украины. Посол Украины в США Валерий Чалый не исключает, что вопрос поставок летального оружия может быть еще раз рассмотрен после президентских выборов в Соединенных Штатах, намеченных на 8 ноября. Однако факт заключается в том, что оборонительного летального оружия «Будапештские» гаранты целостности Украины так и не предоставили.

Нелетальная помощь

При этом нельзя обвинять страны Запада в нежелании помогать украинской армии. Украина уже получила контрбатарейные радары, сухие пайки, мобильные госпитали, медицинское оборудование, медикаменты, приборы ночного видения, бронежилеты и каски, средства связи и многое другое. Но не оружие. Даже американские военные машины Humvee шли без вооружения.

Учитывая уже переданные Украине объемы военной помощи, предоставление небольшой партии летального оружия вряд ли изменило бы ситуацию на фронте. Стоит отметить, что негласный запрет касается только высокотехнологичного оружия, поскольку Литва без проблем передала Украине 150 тонн боеприпасов, которые были на вооружении ее армии до перехода на стандарты НАТО. Переданные патроны уже напрямую относятся к летальному оружию, однако возражений по этому поводу ни у кого не возникло.

При этом можно выделить два этапа не предоставления Украине оружия. В начале войны пророссийские боевики активно атаковали и нарушали достигнутые соглашения о перемирии. Поэтому у Запада было много поводов для предоставления оборонительного оружия. Однако украинская армия на тот момент находилась на этапе формирования, и было непонятно, стоит ли доверить ей высокотехнологичное оружие. На втором этапе ВСУ уже состоялись, но интенсивность боев значительно снизилась. Стороны противостояния окопались на определенных рубежах, а массовые обстрелы и попытки наступления сменились беспокоящим огнем и действиями разведывательно-диверсионных групп.

В результате в сентябре 2016 года министр обороны США Эштон Картер, выступая в комитете Сената по вооруженным силам, заявил, что решение о предоставлении оборонительного вооружения Украине будет зависеть «от того, как Россия будет выполнять Минские соглашения».

На данный момент можно сказать, что страны Запада справились с задачей по локализации военного конфликта экономическими санкциями и дипломатическим давлением, элементом которого были обещания предоставить жертве агрессора оборонительные вооружения. При этом в США вопрос предоставления оружия продолжает продвигаться, хотя таких вопиющих нарушений перемирия, как штурм боевиками города Дебальцево, не происходит.

Недавнее рассмотрение в Конгрессе США вопроса предоставления оборонительного вооружения Украине могло быть вызвано внутриполитическими процессами в стране. Также это могло быть вызвано раздражением от действий России в Сирии. Если в сирийской войне россияне участвуют, бомбя города по «приглашению» официальной власти, то происходящее в Украине является фактически зеркальным отражением. Киев может бомбить донецкое «Алеппо» на законных основаниях, чтобы выбить из города террористов. Другое дело, что украинские власти не выражают желания превратить Донецк и Луганск в развалины, как это сделала Россия с Грозным, чтобы взять под контроль столицу Чечни.

Таким образом, предоставление или не предоставление летального оружия Украине становится вопросом большой геополитической игры. Формально его могут дать в ответ на многочисленные нарушения боевиками режима тишины. А неформально – в ответ на очередное вето РФ в Совбезе ООН. Вопрос лишь в том, что дальше делать с этим оружием. По сути, необходимые Украине современные противотанковые комплексы и системы ПВО нужны для отражения возможной атаки российских войск. Для наступления на Донбассе оборонительное вооружение вряд ли понадобится.

Получается, что даже если Украина получит то, что просит, это никак не повлияет на существующее положение вещей. Теоретически, уменьшится вероятность открытого вторжения российских войск. Однако гибридные «зеленые человечки» уже нападали под Иловайском и участвовали в боях за Дебальцево. В обоих случаях они тоже несли значительные потери и не смогли переломить ситуацию, хотя украинские военные воевали при помощи старого советского вооружения. Более эффективное оружие поможет сохранить жизни украинских солдат и увеличит потери врага. Но оно вряд ли коренным образом изменит ход войны.

Зато экономические санкции в отношении РФ и финансовое поддержание Украины «наплаву» постепенно меняют ситуацию. Если в начале войны в России от санкций «смеялись искандеры» и «возрождались местные производители», то теперь президент РФ Владимир Путин жалуется на санкции и требует возместить ему убытки. И все это без единого выстрела оборонительного оружия Запада.

Оружие реформ

Украина могла многократно усилить эффект санкций, проводя реформы и борясь с коррупцией. Однако изменения в стране происходят медленно, под сильным (в том числе финансовым) давлением Запада и с попытками только имитировать реформы или нейтрализовать уже достигнутые успехи. Поэтому не предоставление оборонительного оружия Западом вызвано некоторой степенью недоверия к государственным структурам, а также является одной из форм давления не только на Москву, но и на Киев.

Украина могла существенно усилить экономическое давление на Россию, эффективно борясь с контрабандой в зоне АТО и торговлей с оккупированными территориями. Боевики не скрывают, что их финансирование в основном идет из РФ, поэтому перетекание денег на оккупированные территории облегчает России бремя их содержания.

Кроме того, Украина имеет достаточно развитую оборонную промышленность и находится на 9-м месте по экспорту оружия в мире. Если бы страна в полной мере использовала свой оборонный потенциал, она могла бы закрыть многие позиции вооружением собственного производства. Однако, несмотря на третий год войны, оборонный сектор до сих пор не реформирован. Поэтому сложно требовать от стран Запада большего, чем от самой Украины, существование которой пытается поставить под сомнение российская агрессия.

Стоит отметить, что руководство Вооруженных сил Украины по данным Генпрокуратуры с 2005 по 2014 год продало военного имущества почти на 2 миллиарда гривен. В числе прочих продавались так необходимые сейчас новейшие комплексы ПВО и большое количество другой техники, нехватку которой наблюдается в воюющей стране. Западу нужны гарантии, что подобная история вновь не повторится, только теперь уже с их современным оружием. А гарантировать это может только системная реформа оборонительного сектора и действенные механизмы предотвращения и борьбы с коррупцией.

Когда Украина завершит формирование новой армии европейского образца и сможет наладить ее эффективное снабжение всем необходимым, она с большой вероятностью сможет получить полноценную военную помощь по позициям, начать производство которых в Украине пока не представляется возможным (например, боевая авиация).

Впрочем, в случае обострения ситуации на фронте и масштабной агрессии, вероятность предоставления Украине летального оборонительного вооружения резко возрастет. По большому счету, сейчас юридические препоны на пути к таким поставкам убрали. И во многом разрешение этой ситуации зависит от политической воли западных лидеров и готовности Киева к реформам.

Александр Комаровский, специально для «Главное»


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling