Политика

Мнение: эволюция добровольческого движения в Украине

24 октября 2016 14:35

Добровольческие батальоны в Украине начали появляться в середине апреля 2014 года и стали ответом на гибридную «русскую весну» - необъявленную войну, развязанную Россией на Донбассе. На тот момент бывший верховный главнокомандующий Вооруженных сил Украины находился в бегах на территории государства-агрессора, армия была дезориентирована и наводнена агентами противника, а война еще велась скрытыми методами, маскируясь под восстание «местных шахтеров». Боевики действовали под прикрытием мирных жителей, а многие военные до 22 мая 2014 года не понимали всей серьезности происходящего, результатом чего стала атака террористов, в результате которой были убиты 16 военнослужащих ВСУ на блокпосту под Волновахой.

Появление добровольцев

Начиная с 6 апреля, российские диверсионные группы при поддержке местных сепаратистов начали планомерные захваты зданий администраций на Донбассе, а также управлений МВД и СБУ, ради захвата оружейных арсеналов. «Русская весна» пыталась охватить все новые территории Украины. В уже подконтрольных боевикам населенных пунктах наиболее активные сторонники Украины вытеснялись или уничтожались, а местные силовики зачастую оказывали содействие захватчикам. Украинские власти пытались сдержать распространение сепаратистских анклавов и 14 апреля объявили о начале антитеррористической операции. 15 апреля в результате спецоперации был освобожден захваченный аэродром города Краматорск в Донецкой области. Однако сил катастрофически не хватало. Армейские подразделения на Донбассе в лучшем случае удерживали места своей дислокации, а населенные пункты находились под контролем боевиков. 16 апреля в Краматорске диверсанты при помощи толпы блокировали и без единого выстрела захватили 6 армейских БТРов, направленных в Краматорск для АТО. А 17 апреля в Горловке был похищен депутат местного горсовета Владимир Рыбак, которого жестоко убили вместе с двумя участниками Майдана, которые без оружия приехали в Славянск, чтобы собственными глазами увидеть, что там происходит.

В этих условиях в Украине началось формирование добровольческих батальонов. Оперативно поменять неблагонадежных сотрудников милиции на мотивированных добровольцев, предоставив тем официальный статус, не позволяли бюрократические процедуры. А связи с этим Днепропетровская облгосадминистрация выдвинула инициативу создания полностью добровольческих формирований МВД.

Глава МВД Арсен Аваков принял решение о создании добровольческих частей при УВД, чтобы создать автономные и независимые подразделения по охране общественного порядка, состоящие из мотивированных и патриотичных сотрудников.

В апреле появились добровольческие отряды «Донбасс», батальон имени Кульчицкого, «Днепр-1», «Киев-1» и «Киев-2», «Львов», «Полтава», «Слобожанщина», «Харьков-1». В мае были сформированы подразделения «Айдар», «Кривбас», «Днепропетровск», «Днепр-2», «Киевская Русь», «Азов», «Золотые ворота», «Артемовск», «Сичеслав», «Миротворец», «Шторм», «Ивано-Франковск», «Херсон», «Кировоград», «Святой Николай», «Винница», «Тернополь», «Чернигов» и «Кременчук». Батальоны «Шахтерск», «Сечь», «Луганск-1», «Свитязь» и рота «Богдан» появились месяцем позже. А в июле 2014 года было создано подразделение «ОУН».

Всего в Украине на первом этапе войны было создано более 44 батальона территориальной обороны ВСУ, 32 добровольческих батальона патрульной службы милиции, 3 батальона особого назначения Нацгвардии и несколько подразделений Добровольческого украинского корпуса «Правый сектор». В 2016 году из активистов гражданской блокады оккупированного Крыма в Херсонской области появился новый добровольческий крымскотатарский батальон имени Номана Челебиджана.

Значение добровольческих батальонов на первом этапе войны трудно переоценить. Они способствовали стабилизации обстановки в еще не захваченных боевиками городах на первом этапе войны и позволили Украине перейти в контрнаступление на Донбассе. А численность добровольческих формирований превышала 25 тысяч человек.

Победители гибридной войны

20 апреля 2014 года под Славянском произошел первый наступательный бой, в котором принимали участие 20 добровольцев «Правого сектора» во главе с кандидатом в президенты Дмитрием Ярошем. Добровольцы хотели вывести из строя трансформатор для телевизионной башни на горе Карачун в Славянске, чтобы ограничить российскую пропаганду по телевизору. Однако нарвались на блокпост сепаратистов, который был уничтожен. В бою погиб один из водителей группы, а один из бойцов «Правого сектора» получил тяжелое ранение в голову. Также были расстреляны и сгорели две машины атакующих и после зачистки блокпоста они вынуждены были вернуться. Операция была неофициальной, а участники рейда имели большие проблемы с оружием и патронами, не имели экипировки. Боевой опыт имели всего несколько членов группы.

Впоследствии в зоне АТО добровольческие отряды зачастую служили тараном, которым выбивали боевиков из захваченных городов. К примеру, 13 июня стратегически важный Мариуполь освобождал батальон «Азов» при поддержке Нацгвардии и добровольцев из «Днепра-1». По штату добровольцам не полагалось армейского тяжелого вооружения, зато у них была серьезная мотивация. Тот же батальон «Донбасс», который был создан в составе Нацгвардии, стал мобилизационным пунктом для донецких патриотов Украины, которые были заинтересованы в освобождении родных населенных пунктов.

Общими усилиями добровольцев, пограничников и армейских частей Украине полностью удалось переломить ход гибридной войны с сепаратистами. В начале июня пророссийские боевики контролировали около 80% территории Донецкой и Луганской областей, на которой проживало почти 6 миллионов жителей и производилось около 25% ВВП Украины. Сейчас боевики контролируют около трети территории областей. А в середине августа 2014 года их положение было еще хуже, поскольку украинские подразделения уже практически отсекли террористов от оказывающей им военную помощь России. Боевики проиграли чисто гибридную войну, вынудив РФ начать обстрелы украинской территории из артиллерии и РСЗО, а позже начать открытое вторжение силами регулярной армии на территорию Украины под Саур-Могилой, Иловайском и Амвросиевкой. В итоге страны Запада получили доказательства российского вторжения. Однако это дорого стоило для украинских военных и добровольцев, которые по официальным данным потеряли под Иловайском 366 человек убитыми, и 158 пропавшими без вести. Еще 128 украинцев попали в плен.

Вторжение российской армии помогло спасти сепаратистские анклавы в Украине. Однако оно привело к постепенно усиливающимся санкциям в отношении РФ. 13 октября 2016 года ПАСЕ впервые официально признало Россию страной-агрессором, что не было бы возможным, если бы захват украинских земель осуществлялся силами коллаборационистов, наемников и спецслужб.

Новые вызовы

С началом новой горячей фазы войны боевой подготовки добровольческих батальонов уже стало не хватать. Кроме того, у них появилась потребность в бронетехнике и артиллерии. На начальном этапе война на Донбассе носила характер полицейской операции, однако с началом применения российскими военными артиллерии и минометов, вооружения уже стало не хватать. Были проблемы и с отсутствием системы вертикального подчинения добровольцев, что в условиях войны порождало проблемы с управляемостью армии. В результате осенью 2014 года начался процесс легализации добровольческих батальонов и их вхождения под командование Вооруженных Сил, Нацгвардии или МВД.

В конце апреля 2015 года в Генштабе ВСУ заявили, что все добровольческие батальоны находятся в подчинении украинским силовым структурам. Однако эта информация не совсем соответствовала действительности, поскольку ДУК ПС вплоть до июня 2016 года действовал вне армейских структур. Это не мешало добровольцам воевать в тесном взаимодействии с армией. Однако привело к скандалу, когда в ночь на 12 июня в Авдеевке при обстреле террористами шахты Бутовка погибли 4 бойца «Правого сектора», а еще 13 были ранены. Армия официально отрицала потери и заявила, что на передовой нет подразделений, не входящих в состав ВСУ, за что подверглась жесткой критике. В итоге 2 июля командование ДУК ПС приняло решение, что часть бойцов «Правого сектора» всем подразделением вместе с командиром войдет в состав украинской армии.

Таким образом, формально подразделений добровольцев образца 2014 года на передовой уже не осталось. Это закономерно, поскольку украинские военные имеют официальный статус и социальные гарантии от государства. Естественно, это не отменяет наличия на Донбассе партизанских групп или отдельных бойцов, действующих на свой страх и риск. Но они уже не оказывают существенного влияния на ход боевых действий, как это было в начале АТО.

Добровольцев сменили профессионалы-контрактники. Причем это могут быть те же люди в составе того же подразделения. Некоторые добровольческие батальоны остались в том же статусе, но теперь занимаются полицейскими миссиями и охраной порядка в тылу украинской армии в зоне АТО. Бывший батальон «Азов» превратился в полноценный армейский полк «Азов», имеющий в своем составе танковую роту и разнообразную бронетехнику. Спасать страну уже нет необходимости, поэтому армия становится уделом профессионалов, а бывшие добровольцы просто имеют дополнительную патриотическую мотивацию для службы.

Естественно, хаос войны на Донбассе кроме добровольческого движения породил и бандитизм. По данным главы Нацполиции Донецкой области Вячеслава Аброськина, за два года местные правоохранители вышли на след семи преступных группировок, которые, прикрываясь добровольческими подразделениями, грабили, совершали разбойные нападения и похищали мирных граждан. Авторитет добровольцев в стране довольно велик. Неудивительно, что преступники тоже пытаются его использовать.

В любом случае, Киев недвусмысленно дал понять, что не позволит использовать имидж бойцов добробатов для сокрытия преступной деятельности. А военная прокуратура пытается провести показательный процесс в отношении 12 бойцов спецроты МВД «Торнадо», которых летом 2015 года задержали по подозрению в похищении людей в зоне АТО и пытках. В связи с делом «Торнадо», глава МВД Арсен Аваков 18 июня подписал приказ о расформировании роты.

Вина торнадовцев пока не доказана, а сами они утверждают, что уголовные дела против бойцов роты появились после того, как добробаты начали останавливать поезда с контрабандным углем, металлом и лесом, курсирующие через линию разграничения. Пока судебного приговора по делу «Торнадо» нет, но можно смело утверждать, что украинская власть не пытается утаить факты возможных нарушений, и крайне жестко на них реагирует. Некоторые политики даже подозревают Киев в гонениях на добровольцев. Например, летом 2016 года нардеп и бывший командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко заявил, что за решеткой находится около 700 украинских военных из добровольческих батальонов. И подчеркнул, что часть их «преступлений» вызваны тем, что в Украине не введено военное положение и не являются нарушениями в условиях военного времени.

Александр Комаровский, специально для «Главное» 


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling