Техно

Астрономы из Кембриджа обнаружили рекордно миниатюрную звезду

12 июля 2017 19:02

Размеры звезды уступают размерам Юпитера, сообщают ученые в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Звезда EBLM J0555-57Ab находится на расстоянии почти 600 световых лет от Солнца. Светило является частью двойной системы, и именно периодическое движение EBLM J0555-57Ab вокруг ее компаньонки позволило астрономам использовать метод Доплера, обычно применяющийся для поиска экзопланет, и даже "экзопланетный" телескоп, WASP. Обращаясь вокруг более крупной соседки, EBLM J0555-57Ab заставляет ее слегка "раскачиваться" в своем положении. По параметрам этих изменений ученые смогли оценить размеры и массу EBLM J0555-57Ab: 0,84 радиуса  Юпитера (0,084 радиуса Солнца сравнимо с Сатурном) и 85 масс Юпитера (0,081 масс Солнца).

Размеры EBLM J0555-57Ab почти на треть меньше, чем даже у такой небольшой звезды как TRAPPIST-1, зато плотность исключительно велика, и притяжение на поверхности звезды в 300 раз превышает земное.

Ранее ученые смогли заметить процесс формирования звезды-сверхгиганта. Международная группа астрономов под руководством Катарины Джонсон из Линдского университета пронаблюдала огромный газопылевой диск, который вращается вокруг молодой звезды в созвездии Центавра. Диаметр объекта в две тысячи раз превышает расстояние от Земли до Солнца, а масса центральной звезды превышает солнечную в 25 раз. Находка может стать подтверждением гипотезы о механизме возникновения сверхмассивных звезд путем постепенного поглощения вещества быстровращающихся аккреционных дисков.

Зеркало недели