Политика

Мнение: Национальная безопасность Украины и информационное «террористическое» зазеркалье

17 июля 2017 10:04

При этом, несмотря на доминирование российских информационных ресурсов на востоке Украины, наступление пророссийских сепаратистов удалось остановить и даже освободить от них две трети захваченных украинских территорий.

За время войны в Украине образовалось два параллельных информационных пространства. Есть противоречивое, скандальное, критичное и разновекторное освещение событий на подконтрольной украинской власти территории. Здесь все ругают всех, часто критикуя полезные для страны инициативы или начинания оппонентов, просто для того, чтобы не кормить «чужой» политический рейтинг. Поток негатива создает иллюзию беспросветности, к которой, впрочем, украинцы уже адаптировались. Поэтому общество не впадает в уныние, азартно разгоняя волны «зрады», которые не дают власти расслабиться.

С противоположной стороны Украине противостоят подцензурные информационные ресурсы на оккупированной пророссийскими боевиками территории, а также выхолощенное российское информационное пространство, где альтернативную точку зрения допускают только ради того, чтобы ее дискредитировать и уничтожать.

По сути, на подконтрольной боевикам «ДНР» и «ЛНР» территории работает бессмысленная и беспощадная пропаганда советского образца, отягощенная цензурой. А в России - усовершенствованная советская система цензуры, где жителям дозированно транслируют «вражеские» голоса, создавая иллюзию плюрализма мнений и нарабатывая массив контраргументов.

В итоге на российском ток-шоу председатель «народного совета ДНР» и бывший функционер «МММ» Денис Пушилин рассказывает о том, что в Донецке число абитуриентов в 2017 году превысило довоенный уровень. При этом студия встречает эту новость не смехом, а аплодисментами. И никто не пытается сопоставить эти цифры с данными ООН, согласно которым в Украине насчитывается от 800 тысяч до миллиона внутренне перемещенных лиц. Это не говоря уже о более чем миллионе жителей Донбасса, которые, по словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, убежали от войны на территорию РФ. Высказывания главаря «ДНР» Александра Захарченко, бабушка которого «прошла Бухенвальд и Рейкьявик», впечатляют еще больше. Вождь «новороссов» уже давно на словах захватил Киев, Львов и Берлин, а Украина по его расчетам перестала существовать как государство еще в начале мая 2017 года.

Пока их не заносит с рассказами про «распятых мальчиков в трусиках», российские пропагандисты более изощренные в своем вранье. Однако при критическом рассмотрении хорошо заметны их домашние заготовки, когда они выдают целые информационные блоки при упоминании «горячей» темы, а также активно давят на эмоции, чтобы забить рациональные доводы оппонентов. Забавно было наблюдать, как на ток-шоу «Первого канала» РФ ведущая прямым текстом попросила увлекшегося дискуссией «проукраинского» гостя прямо сказать, что он намекает на новость о задержании в Луганской области российского военного Виктора Агеева, чтобы выдать одну из таких заготовок. Российский пропагандист Владимир Соловьев также периодически выдает заготовленные информационные блоки «на злобу дня».

На некоторые скользкие темы в России стараются вовсе не говорить. Не так давно, телеканал «Russia Today» не придумал ничего лучшего, как попросту вырезать из трансляции под видом технических помех кусок речи главы МИД РФ Сергея Лаврова, который на втором Международном научно-экспертном форуме "примаковского чтения" проговорился, что Россия участвует в вооруженном конфликте на Донбассе.

Сепаратистское зазеркалье    

Главный вопрос, который должен интересовать украинские власти – какие риски для информационной безопасности Украины представляет деятельность сепаратистских ресурсов.

19 июня Министерство информационной политики (МИП) Украины обнародовало список сайтов, рекомендуемых к запрету. В их числе сайты «малороссий», «новороссий» и других сепаратистских или откровенно пророссийских структур.

По данным министерства, эти сайты разжигают межэтническую и межнациональную вражду, нарушают территориальную целостность Украины, призывают к свержению конституционного строя и нарушают законодательство о декоммунизации.

Глава министерства Юрий Стець подчеркнул, что эти интернет-ресурсы по мнению ведомства и его экспертов, вредят Украине больше, чем российская поисковая система «Яндекс», запрет которой министерство не поддерживало.

Если бы «черный список» готовился в 2013 или 2014 году, в разгар «русской весны», с этим утверждением еще можно было бы согласиться. Однако война идет уже не первый год. Верящие в «распятых мальчиков» граждане Украины уже давно находятся на оккупированной территории, бежали от «кровавой хунты» в Россию или ушли во внутреннюю эмиграцию.

При этом довольно сложно продолжать верить в концентрированную пропаганду сепаратистских «республик», находясь на подконтрольной украинской власти территории – слишком уж отличается создаваемая ими информационная картинка от реальности. Можно поверить в «фашистскую хунту» замерзших, умерших от голода и одновременно уехавших «мыть унитазы полякам» украинцев, находясь, например, в Сибири. В Украине для этого надо очень плотно сидеть на информационной игле РФ, старательно игнорируя реальность.

Запрет откровенно пророссийских и антиукраинских сайтов вряд ли что-то даст, поскольку при наличии большого желания обойти блокировки не составляет труда. Подобные ресурсы служат скорее для поддержания боевого духа сепаратистов, чем для вербовки новых сторонников. Для адекватного человека просмотр заседания «совета министров «ЛНР», на котором вождь «республики» Игорь Плотницкий распределяет картошку или обсуждает провоз «контрабандных» свиней через «таможню ДНР», может стать источником здорового смеха и надежной прививкой от сепаратизма. Для закрепления эффекта можно послушать предсказания Захарченко.

Более опасными для информационного поля Украины являются электронные версии российских федеральных СМИ, которых в черном списке Мининформполитики как раз нет. Российские пропагандисты работают более тонко, а их программы зачастую выкладываются для свободного просмотра в YouTube и при этом не сопровождаются рекламой.

Еще более потенциально опасным можно назвать российский новостной агрегатор Яндекс, который «подсовывает» пользователю определенный набор новостей якобы из различных источников, создавая у него искаженную картину мира и ограждая от невыгодной для Кремля информации. А также российские социальные сети, через которые подготавливается почва для будущих ростков сепаратизма.

«Демократическая» агрессия

Потерпев неудачу во время попытки силового захвата востока и юга Украины, российские спецслужбы перешли к подготовке захвата власти «демократическим» путем через досрочные или очередные выборы. И тут информационные методы войны выходят на первое место.

Не так давно, ради недопущения к власти кандидата от демократов, Кремль изо всех сил подыгрывал на выборах в США кандидату от республиканцев Дональду Трампу. Успешность вербовки Кремлем Трампа в частности и всей этой спецоперации в целом вызывает обоснованные сомнения. Однако в Украине у Владимира Путина вряд ли есть проблемы с поиском кандидатов, которым можно будет в случае их победы на выборах поручить подготовку возвращения государства в орбиту России.

Пророссийских сил и избирателей в Украине достаточно. В связи с этим важность информационной безопасности страны и контрпропаганды растет с каждым днем, по мере приближения парламентских и президентских выборов. Этим можно объяснить тот факт, что украинские власти уделяют все больше внимания зачистке информационного пространства.

Демократические механизмы можно успешно использовать в борьбе с демократией, также, как террористы используют технологические открытия западного мира для организации терактов.

Российские спецслужбы уже довольно успешно замахнулись на «первую» демократию мира – США. Проблема в том, что в желании заполучить «своего» американского президента, Кремль засветил все свои методики информационных атак. Это использование хакеров для добычи и публикации компромата, это широкое подключение социальных сетей и СМИ для «разгона» нужной информации, это коррумпирование окружения кандидатов на руководящие должности в стране, через которых в будущем можно будет выйти на «первое лицо». Всем этим методам Украине и предстоит противостоять.

В июле 2017 года несколько народных депутатов внесли в раду законопроект №6688 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по противодействию угрозам национальной безопасности в информационной сфере».

В пояснительной записке к документу говорится, что он разработан для создания механизмов, «направленных на оперативное выявление, реагирование, предупреждение, предотвращение, нейтрализацию киберугроз, кибератак и киберпреступлений, ликвидации их последствий». Для обеспечения  кибербезопасности депутаты хотят разработать и внедрить механизм блокировки информационных ресурсов в сети.

Один из авторов законопроекта, нардеп от «Народного фронта» Дмитрий Тымчук заявил, что документ требует дополнительного обсуждения. Он рассказал, что противники законопроекта опасаются, что закупка оборудования, необходимого для выполнения закона о блокировке, будет проводиться за счет операторов и провайдеров. А если сделать это за государственный счет «претензии сразу исчезнут».

По словам Тымчука, украинское общество требует от государства взять под контроль ресурсы, распространяющие российскую пропаганду. Однако несколько нардепов  заявили, что принятие этих законопроектов может ограничить свободу слова в Украине.  13 июля документ должен был пройти повторное второе чтение в сессионном зале парламента, но для этого не хватило голосов.

На самом деле, проблема законопроекта не столько и не только в ограничении свободы слова, сколько в его бессмысленности. Решение СНБО по блокировке российских соцсетей, Mail.ru и поисковика «Яндекс» провайдеры смогли выполнить и без дополнительного оборудования. А отслеживание и блокирование всевозможных сепаратистских сайтов – довольно бессмысленное занятие. Российская пропаганда работает с размахом, используя различные каналы для донесения нужной информации, в том числе «разрешенный» Facebook или YouTube.

Гораздо эффективней вести контрпропаганду, на конкретных примерах показывая шовинизм и лживость «русского мира», а также трагикомичность и бессмысленность сепаратистских псевдореспублик. Некоторые предназначенные для внутрироссийского потребления высказывания российских политиков способны вызвать презрение к России и незамутненную «русофобию» у любого уважающего себя гражданина Украины. Такого эффекта не смогла бы добиться никакая антироссийская пропаганда, зато российская – очень даже может. 

Александр Комаровский, специально для «Главное» 


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling