Астрофизики, наконец, объяснили, как Вселенная наполнялась светом

31 августа 2017

Вскоре после Большого взрыва Вселенная стала абсолютно темной. Это мощное, ключевое в истории нашего мира событие, в результате которого сформировался космос, привело к появлению настолько большого количества горячего, плотного газа, что свет не мог пробиться через него. Намного позднее – возможно, примерно через один миллиард лет после Большого взрыва – Вселенная расширилась, став более прозрачной, и, наконец, наполнилась галактиками, планетами, звездами и другими объектами, излучающими или отражающими свет в видимом диапазоне. Такой мы знаем Вселенную сегодня.

Но как именно произошел таинственный переход от космической «темной эпохи» к «светлому состоянию» Вселенной?

Для ответа на этот вопрос в новом исследовании группа ученых, возглавляемая Филиппом Кааретом (Philip Kaaret), профессором факультета физики и астрономии Университета Айовы, США, исследовала поведение черной дыры, расположенной в близлежащей галактике, и выяснила, что эта черная дыра – а также, вероятно, и другие черные дыры – способна выбрасывать часть падающей на нее материи настолько интенсивно, чтобы пробить окружающий галактику слой газа и дать выход из галактики ультрафиолетовому излучению.

Каарет и его команда наблюдали галактику под названием Tol 1247-232, расположенную на расстоянии примерно 600 световых лет от Земли. Эта галактика известна астрономам тем, что является одной из трех близлежащих галактик, которые излучают в ультрафиолете – иными словами, ультрафиолетовое излучение имеет возможность «выбраться» из этих галактик. В мае 2016 г. команда нашла в этой галактике при помощи космической обсерватории НАСА Chandra («Чандра») яркий и очень компактный источник рентгеновского излучения, переменный характер которого указывал на то, что источником, скорее всего, является не звезда, а черная дыра. Обнаружение этого источника привело Каарета к предположению о том, что в ионизации Вселенной могли принимать участие черные дыры, "прорывающие" своими джетами слои газа вокруг галактик.

Каарет планирует дальнейшие наблюдения галактики Tol 1247-232, а также поиски других близлежащих галактик, излучающих в ультрафиолете, что может помочь подтвердить его гипотезу.

Исследование вышло в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Источник: Астроньюс