техно

Астрономы обнаружили гигантскую «черную дыру»

3 сентября 2009
Сверхмассивную «черную дыру» обнаружили астрономы в центре гигантской галактики, которая находится на расстоянии 12,8 миллиарда световых лет от Земли. Об этом сообщает журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Открытие может прояснить механизмы формирования и эволюции звездных скоплений и сверхмассивных «черных дыр» на ранних этапах развития Вселенной, полагают ученые.

Черные дыры» - это сверхплотные небесные тела, гравитационное поле которых настолько велико, что способно удерживать даже собственное световое излучение, а также адсорбировать свет других небесных тел. Поэтому «черные дыры» ничего не излучают, а обнаружить их можно только по косвенным признакам. Одним из таких признаков является рентгеновское излучение, которое испускает материя, засасываемая гравитационным полем «черной дыры».

Масса обнаруженной «черной дыры» составляет порядка миллиарда масс Солнца. «Черные дыры» подобной массы уже были обнаружены учеными прежде, однако вновь обнаруженная дыра в паре с галактикой является особенным открытием, так как позволяет наблюдать совместное формирование гигантского звездного скопления и сверхмассивной «черной дыры», которое происходило на ранних этапах эволюции Вселенной.

«Нас удивило то, что такая гигантская галактика существовала уже тогда, когда Вселенная была в 16 раз моложе своего теперешнего возраста, и уже тогда имела в своем центре сверхмассивную «черную дыру». Это значит, что и галактика и «черная дыра» должны были сформироваться совместно и очень быстро с момента зарождения Вселенной», - сказал ведущий автор исследования Томоцугу Гото, астроном из Гавайского университета, слова которого приводит пресс-служба Королевского астрономического общества.

Согласно современным представлениям, «черные дыры» небольшой массы могут образоваться в результате эволюции обычных звезд на заключительном этапе их жизни, однако природа сверхмассивных «черных дыр» до сих пор остается загадочной. Ученые полагают, что такие небесные тела образуются в результате слияния нескольких «черных дыр» промежуточной массы. По мнению авторов статьи, обнаруженная гигантская галактика и могла стать местом зарождения таких «черных дыр».

Фокус