политика

Конец АТО. Чего ждать от президентских законопроектов по Донбассу

31 октября 2017
15:08
3382
Поделиться:

Внесенные в Верховную Раду проекты закона №7163 (Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях) и №7164 (О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в ОРДЛО) вызвали бурю страстей.

Фракции «Батьківщини», «Самопомочі», Радикальной партии, а также нардеп от ВО «Свобода» резко раскритиковали документ, который по их мнению «узаконивает российскую оккупационную власть» на Донбассе. Чтобы не допустить его принятия депутаты устроили потасовку и зажгли дымовую шашку. А представивший законопроекты в Раду президент Украины Петр Порошенко заявил, что у некоторых нардепов «из-под вышиванок выглядывают косоворотки, а на головах – кокошники».

Как принято в украинской политике, обе стороны несколько преувеличивают. Поэтому стоит спокойно разобраться, чего стоит ждать от законопроектов.

Скоростной №7164

Похоже, для администрации президента главным в повестке дня был короткий законопроект №7164. Он был внесен в парламент 4 октября, а уже через день Рада, несмотря на активное противостояние, приняла его в целом. Спикер сразу подписал документ, а 7 октября он вернулся с автографом президента.

В законопроекте изначально был записан всего один пункт, которым на год продлевалось действие закона об особом статусе Донбасса. Однако в доработанной версии, за которую проголосовала Рада, был добавлен параграф, что «особый порядок местного самоуправления» начинает действовать на Донбассе только «после вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, боевиков и наемников с территории Украины».

Представители «Самопомочі» утверждают, что этот законопроект является элементом капитуляции, которая содержится в Минских соглашениях. И пугают, что его реализация приведет к появлению в Раде представителей боевиков и т.д. Однако стоит отметить, что в сентябре 2017 года «Минску» исполнилось 3 года, а представителей террористов в ВР пока не наблюдается. Более того, некоторые «кандидаты» в депутаты, которыми пугали украинское общество, навсегда выбыли из предвыборной гонки после неудачного посещения лифта или несчастных случаев «на производстве».

Еще один важный нюанс: Киев дал боевикам (а по факту России) всего год на вывод войск с Донбасса. Если они этого не сделают, шансы пролонгировать закон в Верховной Раде будут стремиться к нулю, поскольку вряд ли парламентарии примут непопулярное решение накануне выборов, запланированных на 2019 год.

Либо законопроект №7164 является очередной отпиской для Запада, подтверждающей приверженность Украины минским соглашениям, либо президент что-то знает и развязка в войне на Донбассе не за горами.

Пока россияне даже не думают выполнять минские соглашения. Но даже если они начнут это делать, в Верховной Раде пока не существует закона о выборах в ОРДЛО, что является еще одним предохранителем от «капитуляции».

Россия страна-агрессор

В объяснительной записке к законопроекту №7163, который Рада приняла только в первом чтении, говорится, что основным правовым инструментом для отпора агрессии РФ стал режим антитеррористической операции.

Отмечается, что АТО позволила остановить и локализовать вторжение и провести в Украине выборы. Однако масштабы, характер и продолжительность проведения АТО не соответствуют задачам освобождения оккупированных территорий. Террористы являются прерогативой СБУ, а военные действия с использованием тяжелого вооружения и военной техники – сфера ответственности ВСУ.

В законопроекте №7163 вместо абстрактных террористов вводится определение России как страны-агрессора, которая «организовала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию ее территорий, используя регулярные соединения и подразделения вооруженных сил и других воинских формирований РФ, подчиненных и направленных ими российских советников и инструкторов».

Отдельные районы Донецкой и Луганской областей признаются временно оккупированными территориями, которые контролируются РФ. Границы этих территорий должно определять Минобороны Украины по представлению Генштаба.

Отмечается, что временная оккупация Россией украинских территорий является нелегитимной и не создает для РФ никаких территориальных прав. Все принятые оккупантами законы объявляются недействительным и не создающими правовых последствий. За жителями оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей сохраняется право собственности и права на имущество.

Политика по обеспечению государственного суверенитета Украины над ОРДЛО согласно закону базируется на нормах международного права и национальном законодательстве. Ее целью объявляется освобождение украинских территорий, защита интересов пострадавших от российской агрессии граждан Украины и «обеспечение единства и территориальной целостности».

Украинские власти планируют использовать «политико-дипломатические и иные меры по восстановлению территориальной целостности» в рамках международно признанной границы. При этом в документе ничего не говорится о Крыме, который упоминается только в переходных положениях.

Конец АТО

В отдельном параграфе говорится, что Кабмин обязан мониторить соблюдение прав и свобод человека на временно оккупированных территориях. Все факты нарушений должны документироваться, обнародоваться и передаваться международным организациям. На их основании формируется консолидированная претензия Украины к РФ для последующего привлечения России к ответственности.

При этом государство Украина снимает с себя ответственность за преступления государства-агрессора и боевиков на временно оккупированных территориях.

В Статье 7 документа говорилось про «приоритетность выполнения положений безопасности Минского протокола». Однако профильный комитет Верховной Рады заявил, что упоминания о минских соглашениях из документа необходимо убрать, заменив их фразой «Резолюций Совета Безопасности ООН, принятых в связи с российской вооруженной агрессией против Украины в Донецкой и Луганской областях».

Руководство всеми силовыми подразделениями на Донбассе (в том числе СБУ, полиции и Нацгвардии) законопроект предлагает передать Объединенному оперативному штабу Вооруженных сил Украины. Термин АТО в документе не используется. Вместо этого войну на Донбассе предлагается называть «мероприятиями по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии».

На Объединенный оперативный штаб кроме военных функций возложен контроль над деятельностью военно-гражданских или военных администраций (в случае их образования) в Донецкой и Луганской областях. Начальник Объединенного оперативного штаба ВСУ устанавливает порядок въезда и выезда на оккупированные территории и перемещения товаров.

Основанием для сдерживания и отпора вооруженной агрессии РФ и восстановления территориальной целостности Украины документ называет статью 51 Устава ООН (право на самооборону…, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности) и национальное законодательство Украины.

В заключительных положениях документа говорится, что Законом ВРУ одобряет решение президента об использовании ВСУ и других военных формирований, «для сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях».

Критика президентских законопроектов

Хотя в Раде проголосовали за «президентские» законопроекты по Донбассу, сформировалась группа крайне недовольных их содержанием нардепов. По словам депутатов от партии «Самопоміч» Ярослава Маркевича и Романа Семенухи, блокирование трибуны Верховной Рады стало исключительной мерой.

Нардепы обеспокоены, что Россия заявит, что «их там нет», оставив на время Донбасс под контролем местных сепаратистов, чтобы при помощи минских соглашений инфильтрировать боевиков в украинскую политику.

С народными избранниками, теоретически, можно согласиться. Однако за прошедшие несколько лет россияне могли провернуть этот фокус многократно, но ничего подобного сделано не было. Вывод российской военной техники будет фактическим признанием вторжения и одновременно свидетельством того, что Путин «слил» Донбасс. К тому же Киев в рамках гибридной войны научился «гибридно» выполнять минские соглашения.

Отдельный список претензий нардепы имеют к прошедшему первое чтение законопроекту №7163 в его нынешнем виде. Одно из ключевых требований – вписать в документ дату начала российской агрессии. По утверждению нардепов, эта формальность крайне важна, чтобы Украина не платила по искам жителей, имущество которых пострадало в результате российской агрессии. Однако спикер ВР Андрей Парубий по их словам без объяснений отказался от внесения даты.

Большой претензией было упоминание в законопроекте минских соглашений, которые на данный момент никак не отражены в правовом поле Украины. Этот пункт остался в списке претензий, хотя в Раде еще до первого голосования договорились сменить формулировку.

Депутаты возмущены, что в документе нет упоминания оккупированного РФ Крыма, который, по их мнению, должен через запятую перечисляться наравне с ОРДЛО. Также «Самопоміч» обеспокоена, что президент сможет по своему усмотрению использовать армию в мирное время. Отдельная претензия, - предусмотренная в законопроекте теоретическая возможность торговать с ОРДЛО.

«Настоящей целью принятия этого закона является не признание оккупации, а приватизация армии для президента и восстановление торговли с оккупированными территориями», – заявила вице-спикер Оксана Сыроид.

Законопроект №7163 еще не принят, поэтому время на правки есть. Однако в целом документ можно назвать прогрессивным. На четвертый год войны факт агрессии РФ может, наконец, получить свое юридическое отражение.

Александр Комаровский, Вячеслав Целуйко,

специально для «Главное»

Теги: АТО

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter



#FreeMarkiv (фото)
Арсен АВАКОВ
Золоте
Леонид ЛОГВИНЕНКО
Важкий вибір
А. ВЕРТИЙ
Аура языка
Александр КИРШ

Сегодня
больше новостей
новости партнеров
delta = Array ( [1] => 0.00097179412841797 [2] => 0.13321685791016 )