Новини

Журналист: Как победить в войне и что делать потом с Донбассом

12 Грудня 2017 21:20

Ряд авантюрных казусов, например снятие с крыши спасителя демократии или «засвечивание» агента под прикрытием, создает информационный хаос, вытесняя из общественного сознания два главных вопроса: как победить в войне и что делать потом с Донбассом?- пишет на портале "Тиждень" журналист Юрий Макаров.

Первое лучше обсуждают люди с оружием, а вот относительно второго каждый гражданин Украины должен был иметь собственное мнение.

Некоторые действительно его имеют: «Донбасс — отрезанный ломоть, там живут совковые люмпены, отравленные «Останкино», которые выбрали себе сначала Януковича, а потом Путина, пусть и дальше остаются по ту сторону «поребрика», а мы здесь будем строить настоящую Украину; когда-то, может, вернутся, а до этого — ров с крокодилами». Это одна позиция, ее представляет немало важных интеллектуалов, и не считаться с ней невозможно.

Вторая позиция не менее радикальная: после освобождения устроить чистку, организовать тщательную люстрацию, которая будет заключаться не только в наказании коллаборационистов, но и в выборочном лишении прав, в частности права на выборы, то есть своеобразная модификация статуса «неграждан» по примеру стран Балтии. Такой подход предполагает очень сильную позицию Украины как государства, которая позволила бы нейтрализовать неизбежные вмешательства восточного соседа, а также негативную реакцию Запада, для которого соблюдение демократических процедур — это не пустой звук.

Ну и не стоит игнорировать мощный слой постоянно вчерашних, которые мечтают о реставрации и предпочли бы открутить ситуацию до точки, когда «все пошло не так», допустим, до ноября 2013 года: для них Донбасс еще есть электоральным, кадровым и финансовым ресурсом.

Все названные сценарии и множество промежуточных имеют один недостаток: они опираются не на реальность, а на желаемые для кого-то модели условного будущего.

А Донбасс — это реальность, и война тоже реальность, и Россия еще какая реальность. Поэтому сейчас вырисовывается вероятный вариант развития событий: Приднестровье-2 в той или иной модификации. Пока империя не распадется, потерпит крах переворота, ничего нам на Востоке радикально изменить не дадут. Несмотря на то что наши вооруженные силы пока сильнее, мотивирование и профессиональнее пестрого сборища российских кадровых солдат, наемников и местных бандитов, к тому же еще с тройным подчинением. Украинская армия имеет преимущество, пока противник не введет в действие авиацию и ракетные войска, где у нас никакого преимущества нет, а в горячей фазе их введут гарантированно. Ну а ждать на берегу, пока мимо проплывет труп врага, нет времени, ведь не Китай.

Есть еще одно обстоятельство, почему мы как государство и общество не готовы к реинтеграции: мы вообще не имеем представления о том, с чем придется иметь дело. Недавно мне попал в руки один интересный документ с длинным названием «Оккупированный Донбасс: экономика, демография, группы влияния. Стратегии для Украины», представленный коллегами из издания «Деловая столица». Его примечательность, в частности, в уникальности: оказывается, до сих пор в стране не проведено комплексного исследования неподконтрольных территорий с точки зрения как экономического потенциала, так и человеческого капитала ни государственными институтами, ни известными аналитическими центрами, которых в принципе хватает (возможно, где-то в Генштабе или СБУ делалось что-то похожее, но для внутреннего использования и с несколько иным функционалом).

Поэтому в своих умозаключениях приходится опираться на то, что есть. А выводы здесь непростые и не очень комфортные. Имеющийся прежде всего демографический кризис: среди 1,8-3,8 млн жителей ОРДиЛО (такой диапазон оценок, что уже сам по себе является красноречивым!) Практически нет молодежи, не хватает активного населения, все, кто мог покинуть зараженные войной территории, уже покинули их . Экономика на нуле: работают считанные предприятия, некоторые заводы разрушены, некоторые распилены на металлолом, некоторые украдены и перевезены на территорию оккупанта. Шахты в основном затоплены. Грядет экологическая катастрофа, земля нашпигована взрывчаткой. Ну и не забывайте о невротизацию населения: каждый имеет опыт нищеты и смерти, каждый устал, каждый затаил желание мести.

Есть в упомянутом документе и возможно рецепт: начинать реинтеграцию по созданию островков благополучия, крошечных свободных экономических зон с благоприятным налоговым режимом и так постепенно завоевывать граждан. Ключевое слово здесь — постепенность. В случае успеха такие примеры можно масштабировать до уровня страны.

Прежде чем решать любую задачу, надо прописать условия. Что для нас означает временно оккупированная территория? Земля? Люди? Железо? Ресурсы? В любом случае следует исходить из аксиомы, что Донбасс — это не заповедник гоблинов, а шанс вывести Украину на новый уровень развития. Просто потому, что часто развитие легче достигается с нуля или отрицательной отметки.


Хочете першими дізнаватися про головні події в Україні - підписуйтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новини
Останні новини
усі новини
Gambling