спорт

Ученые утверждают: спортсмены живут дольше, чем их неспортивные братья

18 января 2018

Исследователи сопоставили продолжительность жизни и данные о здоровье 900 финских спортсменов и их братьев

Финские исследователи пришли к выводу, что профессиональные спортсмены живут дольше, чем их братья, не занимавшиеся спортом. Кроме того, в старости атлеты ведут более здоровый образ жизни и чаще пребывают в хорошем настроении. Представители видов спорта, требующих выносливости, в среднем жили дольше, чем профессионалы силовых тренировок.

В исследовании использовали данные о 900 спортсменах-мужчинах, представлявших Финляндию на международных соревнованиях с 1920 по 1965 год. Участники исследования выступали на европейских и мировых чемпионатах по своему виду спорта, а также на Олимпийских играх. Ученые сопоставили количество прожитых лет и причины смерти у атлетов и их братьев, близких к спортсменам по возрасту. Также исследователи изучили результаты почтового опроса 199 пар спортсменов и их братьев, проведенного в 2001 году. Тогда опрошенные рассказывали о состоянии здоровья, образе жизни, вредных привычках и социально-экономическом статусе.

Началом периода наблюдения считалось начало карьеры спортсмена, закончился этот период 31 декабря 2015 года. В среднем «наблюдения» длились около 52 лет, самый долгий период составил 83 года. За это время умерли 1296 участников исследования, в 92% случаев смерть была естественной. Чаще всего люди умирали от последствий ишемической болезни сердца. Дольше всего жили представители дисциплин, требующих выносливости, — в среднем до 79,9 лет. Комбинированные виды спорта обеспечивали среднюю продолжительность жизни, равную 75,9 годам. Меньше всего она оказалась у представителей силовых видов спорта — 74,1 года. Братья атлетов в среднем жили на два-три года меньше. Показатели преждевременной смертности среди них оказались выше, чем у спортсменов.

Результаты опроса показали, что пожилые спортсмены вели более здоровый образ жизни, чем их братья. Они реже курили, были более активны и проводили меньше времени сидя. При этом количество людей с ограничениями в физической активности было примерно одинаковым. Братья атлетов чаще сообщали о хронических заболеваниях, а также о тревожных и депрессивных состояниях.

В перспективе результаты исследования позволят узнать, как на продолжительность жизни влияют генетика и определенные типы физической активности.

Исследование опубликовано в журнале British Journal of Sports Medicine.

7 декабря 2019