Новости

Ученые выяснили, как увеличился день на Земле за миллиард лет

6 июня 2018 18:33

Согласно недавнему исследованию, примерно миллиард лет назад день на Земле был на пять часов и 15 минут короче. И для тех, кто когда-либо мечтал об увеличении количества часов в сутках, у геологов есть хорошие новости: дни на Земле по-прежнему становятся длиннее.

По мере того как вращение Земли постепенно замедляется, Луна отдаляется от нашей планеты все дальше. Стивен Мейерс из Висконсинского университета в Мадисоне и Альберто Малинверно из Колумбийского университета подсчитали, что за последние 1,4 миллиарда лет Луна отдалилась от Земли на 44 тысячи километров, и сегодня дистанция между объектами составляет более 384 тысяч километров.

Иными словами, в прошлом день был значительно короче, поскольку Луна была намного ближе к Земле и, соответственно, вращение Земли вокруг своей оси было другим.

"По мере удаления Луны Земля становится похожа на вращающуюся фигуристку, которая замедляется, когда она вытягивает руки", — приводит аналогию Мейерс.

Еще со школы мы знаем, что движение Земли в космическом пространстве зависит от других астрономических тел, оказывающих на нее влияние своей гравитацией. Физикам эти знания помогают определять вариации вращения Земли вокруг оси и колебания. Эти вариации в совокупности известны как циклы Миланковича. Они определяют, в каких районах Земли и в каком количестве появляется солнечный свет, что также означает, что они определяют климатические ритмы планеты.

Мейерс и Малинверно изучали эти колебания климата по горным породам, "записавшим" в себе информацию о сотнях миллионах лет истории. Специалисты хотели определить изменения расстояния между Землей и Луной, а также изменения орбиты нашей планеты, которые происходили в прошлом.

Примечательно, что до настоящего времени ученым было трудно вычислить нужные показатели, если речь шла о времени более чем 50 миллионов лет назад. Авторам новой работы помог статистический метод, который объединяет астрономическую теорию с геологическими наблюдениями. С его помощью Мейерс и Малинверно удалось лучше изучить геологическое прошлое Земли, реконструировать историю Солнечной системы и выявить древние изменения климата, зафиксированные в горных породах.

"Мы хотим научиться изучать камни, возраст которых составляет миллиарды лет, благодаря способу, который был бы сопоставим с тем, при помощи которого мы изучаем современные геологические процессы", — объясняет Мейерс.

Авторы работы рассказали о результатах своей работы в статье, опубликованной в научном издании Proceedings of the National Academy of Sciences.