техно

Человечество дважды оказывалось на грани вымирания

9 октября 2009
За свою историю человечество дважды проходило этап почти полного вырождения. К такому выводу пришли биологи, исследовавшие генетические данные из 53 популяций людей со всей планеты. Статья ученых появилась в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW, сообщает «Lenta.ru».

Изучение вопроса, почему человечество сильно уступает в разнообразии, например, обезьянам (известно, что у геномов двух шимпанзе, взятых из различных популяций, больше отличий, чем у людей с разных континентов), началось в 90-х годах прошлого века. В ходе исследований ученые пришли к заключению: низкое биоразнообразие человечества связано с тем, что за время своего существования популяция людей несколько раз проходила так называемое «бутылочное горлышко». В это время целые племена исчезали, что и приводило к снижению разнообразия.

Для работы ученые использовали специально написанную программу BOTTLENECK, которая занималась анализом соотношения количества редких аллелей (различных форм одного гена), к общему количеству гетерозиготных аллей (различные варианты гена на парных хромосомах). Соотношение этих величин позволяет оценить время возникновения события, приведшего к появлению «горлышка».

В результате ученым удалось обнаружить две популяции людей, у которых «дисбаланс» признаков оказался самым большим. Ими оказались люди из Якутии и Средней Азии. Отсюда ученые заключили, что, вероятно, за свою историю человечество проходило горлышко дважды. Один раз, когда 50-60 тысяч лет назад оно двинулось из Африки на другие континенты, а другой - когда 10-20 тысяч лет назад пересекло Берингов пролив (на месте которого тогда был перешеек) и заселило Америку.

По словам исследователей, новые данные хорошо согласуются с имеющимися археологическими находками.

1 333 844