политика

Море проблем. Эксперты объяснили, как Россия вытесняет Украину из Азовской акватории

30 июня 2018
12:16
1010
Поделиться:

Построенный Россией мост через Керченский пролив и пограничные корабли РФ все активнее блокируют Азовское море. В итоге грузопоток украинских портов Мариуполя и Бердянска падает, и региону грозят экономические проблемы, пишет журнал Новое Время.

В последнее время российские пограничники останавливали десятки судов, идущих в украинские порты, говорит Андрей Клименко, глава набсовета фонда Майдан иностранных дел. И это, по его словам, не случайности и не стечение обстоятельств, а часть целенаправленной политики северного соседа.

Так, 19 июня в Азовской акватории российские пограничники задержали турецкое торговое судно Obahan. А в апреле россияне ограничили проход судов в Азовское море из Черного под видом учений.

"С 2014 года через Керченский пролив нельзя проходить судам под украинским флагом. Теперь задерживают турецкие, болгарские, хорватские корабли, - говорит Клименко. - Цель одна - сделать невозможной торговлю с Украиной. Поэтому грузоперевозчики несут большие потери".

Ситуация для Украины усугубляется построенным Россией мостом через Керченский пролив - узкие "ворота" в Азовское море. Мост официально открыли в мае 2018 года.

Из-за особенности его конструкции пройти под пролетами могут суда с осадкой (расстояние от ватерлинии до нижней точки днища корабля) не более 8 м. Средние же габариты судов, обрабатываемых в морских портах Азова, по данным Администрации морских портов Украины, превышают эти значения. Их осадка составляет 9,5 м.

Борис Бабин, представитель президента Украины в Автономной Республике Крым, уверен: действия России могут окончательно "закупорить" Азовское море. "Это по‑настоящему экономическая блокада, итог, который для нас будет очень печальным", - говорит он.

В Министерстве инфраструктуры уже подсчитали: при подобном развитии ситуации убытки одного лишь госбюджета составят около 0,5 млрд грн в год.

Операция Блокада

Действия российских пограничников, по словам Клименко, в последнее время схематичны: они задерживают транспортные корабли, идущие в украинские порты. Делают это или перед Керченским мостом, или уже в самом Азовском море. И проверяют все - от самого груза до личных вещей команды. Иногда процедура растягивается на несколько суток.

Айна Чагир, начальник службы по связям с общественностью Мариупольского морского торгового порта, называет множество подобных примеров. Так, в начале июня теплоход Селекта, направлявшийся в Мариуполь, простоял в ожидании досмотра у входа в Керченский пролив 38 часов. А затем россияне остановили его еще раз - уже в азовских водах - на три часа.

Любые задержки увеличивают расходы судовладельцев - каждые лишние сутки в пути значат для них в среднем минус $15 тыс.

Российские “проверки” сказываются и на самом Мариуполе. "Со 2 по 4 июня порт простоял без грузопереработки, поскольку весь шедший в него флот задержали для досмотра в Керченском канале", - говорит Чагир.

Исторически оба порта, как Бердянск, так и Мариуполь, завязаны на обслуживание большегрузных судов. Именно их и блокируют россияне.

Оксана Затворницкая, старший экономист Центра экономической стратегии, рассказывает: 70% грузооборота Бердянского порта формируется за счет экспорта зерновых и строительных грузов. Но теперь оборот падает: в 2017‑м он снизился на 37%. Причем тогда Керченский мост еще не был открыт.

Экономические проблемы портов влекут за собою и социальные. "Порт в Бердянске - градообразующий. Начнутся у него экономические проблемы, и люди скажут - виноват Киев. Это прямая диверсия против нашей страны", - говорит Бабин.

Он уточняет, что на востоке и юге страны настроения и так довольно пророссийские. И дополнительные экономические проблемы, искусственно создаваемые соседями, дискредитируют украинскую власть.

Очистка воды

Ответные действия Украины носят в основном дипломатический характер.

Так, еще в 2016 году отечественный МИД инициировал международный арбитраж для защиты и восстановления прав Украины в акваториях Черного и Азовского морей и Керченском проливе. "Однако процесс рассмотрения подобных споров обычно бывает довольно продолжительным", - признались в дипломатическом ведомстве.

У Украины в Азовском море есть флотилия пограничных катеров - ее численность официальные власти не раскрывают. Тем не менее Игорь Кабаненко, адмирал запаса, выступает за более активное использование этих судов: стоит создать из них мобильные группировки, которые бы реагировали на задержание торговых кораблей. "Да, они [группировки] не будут суперсовременными, - говорит эксперт.- Но смогут сдерживать развитие негативных сценариев в прибрежных водах".

Бабин утверждает: сейчас в офисе президента Петра Порошенко разрабатывают меры по защите украинских интересов в регионе. В частности, есть планы увеличить военный контингент в Азовском море.

"Нельзя легкомысленно относиться к действиям россиян, - говорит представитель главы государства. - Они ведут войну с нами. И прощупывают, где еще могут оттяпать кусок".

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

загрузка...

загрузка...

Сегодня
19 июня 2019
больше новостей
delta = Array ( [1] => 0.00096511840820312 [2] => 0.13828492164612 )