Политика

Павел Барбул: ситуация с БПЛА в Украине значительно улучшилась

9 июля 2018 22:04

Военные действия на Востоке Украины доказали необходимость использования новых подходов в противостоянии агрессору. В особенности, речь идет о беспилотной разведывательной авиации, которая в интеграции с информационными технологиями способны наносить существенный ущерб вражеской стороне. Директор госпредприятия Спецтехноэкспорт Павел Барбул в одном из своих интервью утверждал, что именно военная обстановка в Украине стимулировала оборонпром Украины заняться развитием собственных таких технологий.

Современные разведывательные беспилотники в условиях гибридной войны стали незаменимы в военных подразделениях. Ведь разведка включает в себя сбор и анализ информации о целях и их месторасположении диверсионных групп противника, его огневых позиций, в том числе артиллерийских и танковых. При этом определяются точные координаты обьектов инфраструктуры врага, места дислокации личного состава и техники врага, и даже ее тип, наименование. С помощью специальных систем, эту информацию можно структурировать и проанализировать до принятия решения.

Чтобы поставить в Вооруженные силы Украины беспилотные авиационные системы, в Украине с нуля начались создаваться компании, специализирующиеся на создании и производстве БПЛА военного назначения. Павел Барбул рассказал, что с начала военной агрессией страны-соседа в 2014 году, украинские военные были слепы – они не владели всей ситуацией на линиях столкновения. Поэтому очень нуждались в новых БПЛА. Сначала компания Спецтехноэкспорт пригласила производителей таких систем с разных стран, чтобы они продемонстрировали свою продукцию украинским военным. Но в итоге украинские импортеры и военные убедились, что большинство представленных изделий были созданы для ведения боевых действий с террористическими группировками. Продукта, который мог бы противостоять одной из сильнейших армий мира, попросту не было. В условиях активной радиоэлектронной борьбы такие системы были бы бесполезными.

В результате оперативных переговоров в кабинетах Министерства обороны и Укроборонпрома было принято решение о старте проекта по созданию БПЛА украинского производства. Спецтехноэкспорт определили ответственной госкомпанией за этот проект и дали год для достижения поставленных целей. Павел Барбул вспоминает: «Мы собрали производителей БПЛА, среди которых научно-исследовательские центры, разработчики авиатехники, IT компании, и сформулировали им техническую задачу по созданию беспилотников класса поля боя, и далее – оперативно-тактических систем. С задачей справились. Фактически за год с помощью волонтерских организаций и маленьких частных фирм разработчиков, получилось организовать разработку и создание ряда украиснких беспилотных аппаратов, при том что в западных странах такие проекты реализуются в течении 3-5 лет, подчеркивает Павел Барбул.

Если в 2014 на фронт волонтерами поставлялись авиамодели из пенопласта и фанеры с гражданской оптикой GoPro, то уже в 2015-2016 годах, по словам Барбула, украинские разработчики поставляли современные разведывательные системы, которые способны выполнять военные задачи в условиях активной работы систем радиоэлектронного противодействия с российской стороны.

Среди фирм-производителей появилась острая конкуренция, что в свою очередь стимулировало постоянно совершенствовать свои продукты. Сегодня в Украине уже создано целую индустрию и сформировано рынок БПЛА. Цена подобных комплексов в Украине в разы ниже западных аналогов. Основная задача их создателей – дать украинским военным эффективный продукт, который будет схожим по характеристикам с лучшими мировыми производителями, и при этом – в разы дешевле, рациональней и выгодней для экономики страны.

Среди ведущих компаний отрасли руководитель «Спецтехноэкспорта» Павел Барбул отметил частные организации «Деф-Си» «Атлон Авиа», «Спайтек», Укрспецсистемс, и госпредприятия из состава Укроборонпрома: ОАО «Меридиан», «Чугуевский авиационный ремонтный завод», а также Киевский политехнический институт.

Рассмотрим, что же представляют собой украинские разведывательные беспилотники.

Павел Барбул про «Spectator-M»

Система БПЛА «Spectator-M» разработана специалистами госпредприятия «Меридиан» вместе с Киевским политехом. Финансировала разработки госкомпания «Спецтехноэкспорт». Система состоит из трех беспилотных машин и станции управления. Транспортируется система в трех рюкзаках, подготовка к запуску аппаратов занимает до 10 минут.

Технические характеристики комплекса позволяют самолетам взлетать на высоту 2 км со скоростью 120 кмч. Беспилотники могут находиться в непрерывном полете на протяжении до 2 часов в радиусе до 30 км от наземной станции управления. Беспилотники обладают высокими аэродинамическими характеристиками, имея очень низкий уровень шума. Вся информация о полете, координатах целей, фото и видео изображения в режиме онлайн передается через систему спутниковой навигации. Полет может осуществляться как в режиме онлайн управления, так и по заранее заданному маршруту.

В качестве дополнительной полезной нагрузки на БПЛА может устанавливаться камера дневного и ночного виденья с 10-х зумом, тепловизор, мультиспектральная камера и другое оборудование. Заявленная разработчиком производительная мощность на предприятии – порядка 100 единиц за год. Известно, что первая партия этих беспилотников поступила в войска в начале 2016 года, а уже в 2017 начались поставки серийных образцов. В декабре 2017 года БПЛА "Spectator-M" были допущены к эксплуатации в ВСУ. По состоянию на сегодня, эти беспилотники используются для выполнения военных задач в Донецкой и Луганской областях, мониторят административную границу с временно окупированным Крымом, а также стоят на дежурстве в воздушном пространстве на границе с Венгрией.

Барбул о «Фурии»

Обновленная модель БПЛА «Фурия» А1-СМ разработана коллективом частного предприятия «Атлон Авиа». Комплекс состоит из трех беспилотников, которые сконструированы по принципу «летающее крыло», наземной станции управления, нескольких головок с дневными и тепловизионными камерами. Каждый БПЛА транспортируется в отдельном кейсе, для перевозки системы достаточно легкового автомобиля класса пик-ап, либо микроавтобуса. Распаковка и подготовка системы к запуску занимает примерно 10 минут. Самолеты могут подниматься на высоту 2,5 км, и производить разведку в радиусе до 50 км от пункта дислокации центра управления, сохраняя при этом онлайн передачу данных. Максимальная дистанция полета – до 200 км на протяжении 3 часов. Максимальная скорость – 130 км/час. Особенностью комплекса является способ запуска беспилотников, а именно – с помощью катапульты, которую устанавливают преимущественно на автомобилях типа пик-ап, либо же на прицепных устройствах. Вес одного самолета с предусмотренной полезной нагрузкой – 5,5 кг.

Комплекс способен обеспечивать автоматическое определение и сопровождение вражеских целей, а также обеспечивать целеуказание для артилерийских подразделений, в том числе осуществление корректировкой огня.

БПЛА «Фурия» также активно эксплуатируются ВСУ. Еще в 2015 году во время прес-конференции в Киеве Павел Барбул сообщил об отгруженной партии из пяти беспилотных авиционных комплексов (по три летательных апарата в каждом) для опытной эксплуатации в Вооруженных силах. В рамках госзаказа на 2017 год компания «Атлон Авиа» осуществляла поставку серийной партии своих систем в войска. Известно, что «Фурии» широко использовались украинской армией во время активных военных действий на Донбасе.

Павел Барбул о системе Sparrow-LE

Беспилотная система Sparrow LE разработана частной одесской компанией «Спайтек» совместно с ГП «СпецТехноЕкспорт». Этот беспилотник впервые был показан в Индии в 2017 году. Система разработана для проведения аэроразведки в тяжелых географических и климатических условиях на расстоянии до 20 км от пункта дислокации пульта управления. Максимальная высота полета аппаратов – 5 км, а дистанция – 250 км на протяжении 3-4 часоов. Максимальный вес БПЛА с полезной нагрузкой – 7 кг. Размах крыла размером 3,2 м значительно увеличивает характеристики полета БПЛА по сравнению с аналогами. Из-за небольших размеров и используемых материалов он остается невидимым для противника. Беспилотные аппараты устойчивы к механическим ударам, влиянию влаги и тепла. Управление системой может осуществляется в ручном и в автоматическом режимах.

Данная система известна тем, что изначально она была разработана под требования индийских пограничников. Как сообщал Павел Барбул, эта модель беспилотника участвует в иностранном тендере общей стоимостью 100 млн дол США. По его словам, это первый подобный случай участия украинского беспилотника в таком крупном тендере. Такой факт свидетельствует о том, что наши разработчики присоединились к клубу тяжеловесов в сфере беспилотной авиации.

В виду высоких технических характеристик, система заинтересовала и украинских военных, поэтому сейчас разработчики готовят апарат к началу опытной эксплуатации в украинской армии. Возможность осуществлять безперерывный полет в течении 4 часов позволит военным надежно контролировать целые районы фронта.

Беспилотники PD-1

Очень перспективной разработкой Павел Барбул называет PD-1, созданную компанией UkrSpecSystems. Нестандартная модульная конструкция, размах крыла 3 м и двигатель внутреннего сгорания способны поднять в воздух эту машину весом 33 кг на высоту 2 км со скоростью 140 км/ч. Аппарат может вести разведку на протяжении 6 часов. Взлет и посадка производятся по самолетному типу. Обновленная модель с системой вертикального взлета была представлена в 2018 году на международной оружейной выставке в Абу-Даби. По информации с открытых источников, беспилотники PD-1 также эксплуатируются Вооруженными силами Украины.

Павел Барбул считает, что украинские модели беспилотников класса «поля боя» и «тактический» имеют огромный экспортный потенциал. Практически на каждой международной выставке вооружений украинские новинки вызывают фурор в иностранных военных делегаций. Основным преимуществом нашей продукции они называют отличное соотношение цена-качество.

Но не все так гладко, как могло бы показаться с описанной выше информации. Если рынок разведывательных БПЛА наполнен отечественными новинками, которые даже превосходят иностранные аналоги, то с тактическими ударными системами ситуация сложная. Заявленные оптимистические сроки по созданию многоцелевой тактической платформы «Горлица» силами специалистов ГП «Антонов» до 2017 года были реализованы не полностью. Боевого экземпляра беспилотника до сих пор не создано. Для ударного БПЛА необходимы ультрасовременные гиростабилизированные платформы, ИЧ камеры, лазерные дальномеры, и что сложнее всего – специальные боеприпасы, которые при малом весе будут способны поражать цель сверхточно. Проекты по созданию боевых беспилотников-камикадзе также реализуются пока что с помощью иностранных партнеров. Впрочем, зарубежные компании тратили десятилетия для проведения исследований и испытаний в процессе создания подобных систем поражения. Так что эту задачу украинским специалистам еще предстоит решить в ближайшем будущем.

«Перед каждым нашим партнером разработчиком стоит задача усовершенствовать технические характеристики своих аппаратов и идти в ногу с международными тенденциями», - говорит Павел Барбул. Такой подход сохранит конкуренцию, а значит – инновационную составляющую в украинской продукции. Разработка различных типов БПЛА, обеспечение ими военных подразделений является важной частью технической модернизации ВСУ, особенно в части повышения их оперативно-технических возможностей.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling