Ученые выяснили, как синий свет разрушает сетчатку глаза

9 августа 2018

Исследователи из Университета Толедо в США выяснили, как синее свечение повреждает сетчатку глаза. Детали работы были изложены в статье в журнале Nature.

Основной фактор риска макулярной дегенерации (поражения сетчатки глаза вследствие сосудистой патологии) — старение. При ней разрушается желтое пятно — место наибольшей остроты зрения в сетчатке глаза, расположенное напротив зрачка. Ранее уже предполагалось, что волны света от синих до ультрафиолетового спектра способны ускорять этот процесс.

Ученые сконцентрировались на ретинале — содержащемся в сетчатке виде витамина А, который по действием света меняет форму и, накапливаясь, становится токсичным. Также он способен превращаться в липофусцин — желто-коричневый пигмент, накапливающийся в неделящихся клетках и повреждающий их. Его также называют «пигментом старения».

Исследователи добавили ретинал в ряд клеточных культур и затем подвергли воздействию световых волн разной длины. Оказалось, липофусцин ни при чем — синий свет заставлял ретинал меняться, за чем следовало увеличение количества кальция в клетках. Это приводило к их деформации и гибели. На синий свет таким образом реагировали клетки не только сетчатки, но и сердца, нервной ткани и раковых опухолей.

«Противоядием» от этого эффекта является витамин Е, но его невозможно доставить во все клетки. Пока эффект не изучен до конца, исследователи советуют меньше времени проводить у экранов устройств и хотя бы ночью избегать синего свечения от экранов и светодиодов.