политика

Президентская рокировка

3 января 2019
08:11
2091
Поделиться:

Предстоящий электоральный цикл во многом определит вектор политической жизни и преобразований в стране на ближайшие пять лет и 2019 год в частности.

Опыт предыдущих выборов показал, что волеизъявление украинцев крайне непредсказуемо. Политические эксперты сходятся во мнении, что за три месяца до президентских и за десять до парламентских выборов социология показывает лишь предварительную картину, отмечает РБК-Украина.

После старта и во время президентской кампании рейтинги кандидатов будут меняться, уверен политолог Владимир Фесенко. "Многие политтехнологи говорят, что реальные рейтинги определяются только во время выборов, когда окончательно ясно, кто участвует в выборах и какая конфигурация кампании, когда все ведут агитационную работу", – сказал он.

К тому же могут случиться события и факторы, которые существенно повлияют на состояние избирательной кампании и на рейтинги отдельных кандидатов, подчеркнул Фесенко. Например, создание Поместной православной церкви Украины положительно повлияло на рейтинг президента Порошенко, уточнил политолог.

"Могут случиться какие-то радикальные события, которые полностью перекроят ситуацию, как в сфере внешней политики, так и внутренней, – соглашается политолог Кость Бондаренко. – Условно говоря, если кто-то из нынешних рейтинговых кандидатов заявляет, что он не будет баллотироваться в президенты".

По мнению политолога Сергея Тарана, нынешняя социология играет важную роль, но ее точно нельзя назвать окончательной. На результат президентских выборов, по его мнению, преимущественно будет влиять именно ход кампании. "Например, будут ли какие-то объединения, поддержки кандидатами друг друга перед вторым туром. Или наоборот – появятся ли перед первым туром кандидаты, которые "размоют" шансы тех, кому социологи показывают высокие рейтинги", – объяснил Таран.

Если обойдется без форс-мажоров, тогда с большой долей вероятности одним из участников второго тура выборов будет лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко, считает Владимир Фесенко. Пока она лидирует в социологических рейтингах, удерживая значительный отрыв от своих конкурентов. Если будут сохраняться последние рейтинговые тенденции, то ее основным конкурентом, по прогнозам Фесенко, может стать президент Порошенко.

"Но есть еще три-четыре кандидата, которые сейчас претендуют на выход во второй тур. Думаю, они также останутся в составе фаворитов и во время кампании", - говорит политолог.

Как показывают последние соцопросы, на выход во второй тур претендуют Юлия Тимошенко, Петр Порошенко, Владимир Зеленский, Юрий Бойко, Олег Ляшко и Анатолий Гриценко.

Интригу по поводу участия в мартовских выборах все еще сохраняет певец Святослав Вакарчук. Если он решит не баллотироваться в президенты, то от этого может выиграть Зеленский, полагает Владимир Фесенко.

"Есть заметное перетекание голосов между электоратом Вакарчука и Зеленского. Если Вакарчук публично поддержит кого-то из потенциальных кандидатов - Гриценко или Садового, то это прибавит голосов этому кандидату. В случае участия Вакарчука в выборах его результат будет определяться эффективностью агитационно-рекламной кампании", - говорит Фесенко.

Кампания действующего президента Петра Порошенко, как писало РБК-Украина, будет сводиться к тому, чтобы, с одной стороны, максимально ассоциировать президента с успехами страны, и, с другой, дистанциировать его от неудач и негатива.

Акцентами предвыборной риторики Порошенко будут безвиз с Евросоюзом, сильная армия, автокефалия для украинской православной церкви, а также успехи децентрализации. Параллельно президент и его команда попытаются донести до избирателей тезис о безальтернативности Порошенко на фоне других кандидатов.

Его оппоненты традиционно выстраивают свои избирательные стратегии на критике промахов и неудач власти. К примеру, один из ключевых конкурентов Порошенко – Юлия Тимошенко, будет апеллировать к упущенным возможностям и к проблеме несправедливого ценообразования и тарифов, считает Кость Бондаренко.

"Сама Тимошенко в случае прихода к власти будет обещать, что наведет порядок, сможет быть более эффективной, чем Порошенко, и обеспечит справедливые цены и тарифы", - объясняет Бондаренко.

Наряду с социальной риторикой лидер "Батькивщины" будет использовать предложения о кардинальном переформатировании политической системы, говорит Фесенко. Еще с лета команда Тимошенко запустила масштабный проект "Новый курс Украины", который и стал основной всей ее кампании. Он подается как план "масштабной реорганизации всей страны".

Социальную повестку будет эксплуатировать и Олег Ляшко, что само по себе усложняет для него борьбу за президентство, ведь ему предстоит соперничать на одном электоральном поле с Тимошенко. Главным лозунгом кампании Ляшко будет "Народный президент". По оценке Фесенко, месседжи кампании лидера РПЛ, как и сейчас, будут основываться на "воинственно-социальном популизме" и "воинственном патриотизме".

Еще одним мотивом избирательной кампания Ляшко, как считает Бондаренко, будет "принцип справедливости", которым параллельно оперирует Тимошенко. "Ляшко пытается сегодня апеллировать к тому, что власть является несправедливой, что коррупция фактически проникла во все сферы", - рассуждает Бондаренко.

Представители лагеря, которые позиционируют себя как третья сила – Анатолий Гриценко, Андрей Садовый, Владимир Зеленский и Святослав Вакарчук (если последний будет участвовать в выборах) – будут говорить о необходимости обновления политикума, полагает Сергей Таран. Созвучность акцентов их кампаний сталкивает их лбами в борьбе на одном электоральном поле. Увеличить шансы одного из этих кандидатов на второй тур могло бы выдвижение кого-то одного из них, но все попытки представителей "третьего" лагеря объединиться неоднократно заканчивались неудачей.

И почти наверняка каждый из перечисленных политиков пойдет на выборы самостоятельно. Лидер "Гражданской позиции" Анатолий Гриценко во время кампании будет выступать за возврат к идеалам Майдана, западный курс Украины, борьбу с коррупцией, оценивает Кость Бондаренко.

Резко контрастировать на фоне плеяды политиков будет шоумен Владимир Зеленский, ставший одним из лидеров президентских рейтингов. Его кампания, как считает Фесенко, будет основываться на противопоставлении всем другим кандидатам. В этой гонке он выбрал для себя роль настоящего антипода и альтернативы закоренелым политическим элитам.

"Фактически это аналог голосования против всех, но с поправкой – против всех политиков. Также он будет использовать общественный спрос на новые лица. У него будет нестандартная кампания. Он также будет использовать сериал "Слуга народа", третий сезон которого выходит на экраны в марте. Реклама этого сериала уже эффективно работает на него", – рассуждает Фесенко.

По его мнению, Зеленский будет максимально использовать свое тождество с главным героем сериала Василием Голобородько – школьным учителем, ставшим президентом. При этом Фесенко допускает, что после старта кампании Зеленский все же добавит больше конкретики в своей программе.

Нет ясности о будущем лагеря, претендующего на голоса бывших сторонников "Партии регионов". После союза одного из сопредседателей партии "Оппозиционный блок" Юрия Бойко с партией "За життя" Вадима Рабиновича их общая "Оппозиционная платформа - За життя" выдвинула Бойко "единым кандидатом от оппозиции".

Тогда как "Оппоблок" на декабрьском съезде выбрал кандидатом Александра Вилкула. Даже в случае похода на выборы отдельными командами, Вилкул и Бойко вряд ли займут разные электоральные траектории, считает Кость Бондаренко. Тезисы Бойко будут мало чем отличаться от обыденных тезисов "Оппоблока" – критика власти, необходимость мира и возобновление экономики, полагает политолог.

Теги: выборы

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter




18 ноября 2019
больше новостей
новости партнеров
delta = Array ( [1] => 0.0010409355163574 [2] => 0.15337204933167 )