общество

Ученые нашли народ, генетически отличающийся от всех известных до сих пор

24 июля 2019

Географически изолированные популяции часто имеют уникальные генетические черты, которые стали результатом их успешной адаптации к окружающей среде. К сожалению, эти адаптации иногда предрасполагают к определенным проблемам со здоровьем, если окружающая среда изменяется. Генетический фон этих популяций в основном малоизучен, поскольку такие народности живут далеко от научно-исследовательских центров.

Известно, что у жителей Севера, в силу их образа жизни и генетики, как правило, выше риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. В частности, у них чаще развивается аневризма — выпячивание стенки — сосудов головного мозга. Чтобы выяснить генетические причины предрасположенности к подобным заболеваниям, ученые из Университета Макгилла проанализировали геном одного из таких народов — инуитов, обитающих в северной части Канадского Арктического архипелага, пишет pnas.org.

Используя секвенирование экзома и генотипирование всего генома, исследователи обнаружили несколько интересных черт, характерных лишь для инуитов. Оказалось, они имеют очень хороший метаболизм жиров и адгезию между клетками. Это может быть следствием адаптации к очень жирной диете и экстремальным холодам канадского Севера.

Один из этих уникальных генетических вариантов коррелирует с более высоким риском аневризмы мозга, также известной как внутричерепная аневризма — ослабление в стенке мозговой артерии, которая влечет ее выпячивание. В серьезных случаях стенка артерии может разорваться, вызывая потенциально смертельное состояние, известное как кровоизлияние в мозг.

Неевропейские популяции, особенно изолированные народы в отдаленных районах мира, недопредставлены или вообще не представлены в генетических исследованиях. Понимание генома таких народов, в частности изолированных популяций с уникальным генетическим фоном, таких как инуиты, даст возможность предоставлять медицинские методы лечения, адаптированные для них.