Лонгриды

Один сбежал в Россию, второй служит в ВСУ, третий живет отшельником: как живут виновники Скниловской трагедии

16 августа 2019 19:35

27 июля, выполняя фигуры высшего пилотажа во время авиашоу, на аэродроме Скнилов на Львовщине разбился истребитель Су-27. Он упал прямо в толпу зрителей. Погибли 77 человек, из них 28 — дети. 292 получили ранения.

Тогдашний президент Леонид Кучма возложил вину на военных, отправив в отставку генерал-полковника Виктора Стрельникова, главнокомандующего ВСУ. Его и еще троих военных арестовала Генпрокуратура.

6 сентября 2002-го были оглашены результаты расследования – причиной трагедии назвали отклонение экипажа от полётного задания и ошибку в пилотировании Су-27. Пилота Владимира Топонаря, сидевшего за штурвалом, приговорили к 14 годам лишения свободы (вышел через 11 лет), второго пилота Юрия Егорова – к 8-ми (вышел через 2,5). Трое человек из командования 14-го авиационного корпуса получило 6 и 4 лет тюрьмы, также их обязали выплатить штрафы в размере 200-700 тыс. грн.

Еще четверых высокопоставленных военных, экс-руководителей ВВС, причастных к организации авиашоу на Скниловском аэродроме, в 2008-м оправдал Военный апелляционный суд Центрального региона.

Как сложилась судьба обвиняемых после того, как они вышли на свободу, и чего спустя 17 лет после трагедии все еще добиваются пострадавшие в Скнилове, в рамках проекта НВ Вспомнить все рассказывают адвокаты обеих сторон.

Виталий Домашовец, адвокат осужденных:

"Я расскажу вам о судьбе обвиняемых. Первый пилот, управлявший Су-27, Топонарь, сейчас живет, как Робинзон Крузо, в заброшенном поселении на Киевщине, в Кагарлыцком районе. Он даже женился второй раз, взял себе какой-то забитый домик. Сам Топонарь родом из Крыма, но после тюрьмы туда не возвращался.

Второй пилот, Егоров – россиянин по национальности, как только начались события на Востоке страны, сразу же выехал из Винницы, где находился на то время, в Россию.

Из тех осужденных, которые во время трагедии находились на земле, замкомандующего 14-м авиакорпусом генерал Анатолий Третьяков, например, уволился из ВСУ, ушел на пенсию. Он где-то в Украине.

Олег Дзюбезкий, командир авиационной части, который занимался подготовкой экипажа, полностью оправдан. Он прослужил еще где-то полгода после трагедии, потом уволился, ушел на пенсию и даже сумел отсудить у государства деньги за то, что на него незаконно завели дело. Сейчас он проживает где-то в Винницкой области.

Замруководителя полетами, Юрия Яцюка, прошлой осенью призвали в ряды ВСУ. Полгода он находился в Миргороде, учил пилотов летать. За те полгода он отлетал столько, сколько не летал, наверное, за всю свою авиационную карьеру. Получил полковника и сейчас в Виннице, в штабе Военно-воздушных сил.

Никто из обвиняемых по делу Скнилова не признает свою вину даже после того, как они отбыли наказание в тюрьме.

Изначально следствие велось по 12 людям. Но позже шестерых из них – генералов ВСУ – прокуратура отсоединила в отдельное уголовное дело, а еще шестерых – командиров низших эшелонов – отправили под суд. Эти генералы ни минуты не сидели в СИЗО и были полностью оправданы.

Была создана одна из комиссий по расследованию авиационной катастрофы, главой которой был назначен танкист – что можно сказать про результаты расследования? Основная версия произошедшего на сегодня – ошибка пилота, а остальные ничем не помогли ему, не сработали должным образом. Нарушение правил полетов, вот и все. Трагедия случилась 27 июля, но в материалах дела почему-то карта полетов за сентябрь – они не посмотрели, какой там стоит штамп, то есть, можно сказать, что подтасовывали документы. Расследованием настоящих причин никто не занимался".

Дмитрий Гудима, адвокат пострадавших:

"У многих пострадавших до сих пор морально-психологические проблемы. Мы не можем почувствовать то, что чувствуют те, кто перенес тяжелые увечья, потерял полностью семьи, остался в одиночестве на старости лет.

Необъективность расследования дела стала одним из оснований для обращения в Европейский суд по правам человека. После трагедии было открыто уголовное дело как по пилотам, так и в отношении организаторов авиашоу. Однако, материалы уголовного дела, касающиеся генералов ВСУ, без законных оснований были выделены заместителем генпрокурора Украины в отдельное дело. Заявители об этом не знали до начала слушания в суде.

На стадии досудебного следствия из материалов дела были изъяты анализы крови пилотов Топонаря и Егорова, взятые сразу после катастрофы. Вероятно, в этих анализах был установлен факт алкогольного опьянения экипажа самолета. Зато остался анализ мочи пилотов, взятый у них через несколько дней после событий, что, опять же, свидетельствует о сокрытии следствием некоторых важных обстоятельств дела.

Поэтому пострадавшие считают, что государственные органы, которые занимались расследованием, на самом деле скорее работали над доказательствами непричастности генералов ВСУ к катастрофе и поиском виновных низшего ранга, чем устанавливали истинные обстоятельства трагедии. А ведь должностные лица ВСУ и были, прежде всего, виноватыми в авиакатастрофе – пилоты и военнослужащие-организаторы авиашоу. Можно констатировать, что они избежали наказания или же оно оказалось незначительным. Конечно, за исключением пилота Топонаря. Ни один военнослужащий из причастных к Скниловской авиакатастрофе не был лишен воинского звания. А этой катастрофы не было бы, если бы генералы не допустили нарушений при организации авиашоу.

Кроме того, многие на Скниловском аэродроме погибли потому, что должным образом не была организована работа медицинской службы, въезд-выезд карет скорой в аэропорт и обратно. По словам очевидцев, во время эвакуации медработники не могли ни добраться до травмированных, ни выехать с ними из аэропорта.

На сегодня, через 14 лет после катастрофы, общее количество наших клиентов достигает примерно ста человек. Это люди разных возрастов – от 1924 до 1997 года рождения. Примерно 20 из них лично получили телесные повреждения различной тяжести. Как у этих, так и у остальных погибли родные – речь идет о 70 из 77 погибших. Некоторые семьи катастрофа уничтожила почти полностью – в живых остались один или два человека. За время, пока в Европейском суде по правам человека продолжается рассмотрение дела, некоторые из заявителей умерли. Их обращениями занимаются родственники.

1 сентября Европейский суд по правам человека должен огласить решение по одному из наших дел касательно Скниловской трагедии".


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling