Открытие нобелевского лауреата может помочь в лечении рака и болезни Паркинсона

5 февраля 2020

Профессор Токийского технологического университета Есинори Осуми в 2016 году получил Нобелевскую премию за открытие механизма аутофагии. Суть его научного открытиz объясняется следующим образом: под воздействием голодания клетки самоочищаются, избавляются от отработанных и вредных микроорганизмов.

Интересно, что обнаруженный Осуми ген, отвечающий за механизм аутофагии, может лечь в основу открытий в области лечения разных заболеваний, в том числе рака и болезни Паркинсона.

"Изучая 30 лет назад вакуоль, которая тогда считалась мусором в клетке, я пришел к открытию гена, отвечающего за этот процесс, о котором в то время практически ничего не знали. Мы обнаружили, каким образом белок взаимодействует с белком и жирами. Это позволило нам понять механизм молекулы при аутофагии, как меняется мембрана вакуоли, ее пропорция и содержание в клетке. В итоге выяснилось, что в процессе аутофагии практически все мутировавшие клетки были разрушены. Это был переворотный момент в исследовании аутофагии", — отмечает профессор.

В процессе испытаний на мышах ученые во главе с Осуми узнали, что аутофагия является неотъемлемой частью адаптации к голоданию и выживанию в разных ситуациях. Аутофагия в клетках млекопитающих требует восстановления. Поэтому, если убрать определенные гены, то вредные белки будут накапливаться внутри клетки. И наоборот, аутофагия помогает бороться с заболеваниями.

Предполагают, что аутофагия поможет в борьбе с раковыми клетками, поскольку она влияет на метаболизм, и на него же влияют и раковые клетки. Некоторые ученые уверены, что процесс аутофагии можно нацелить на подавление процесса образования раковых клеток.

В будущем ученые планируют решить ряд сложных задач. Например, в процессе аутофагии выводятся отработанные митохондрии. Выяснилось, что это влияет и на болезнь Паркинсона: с помощью аутофагии можно избавиться от митохондрий, которые эту болезнь вызывают. В США и Великобритании сейчас проводится много клинических испытаний в этой области.