Политика

В Минобороны рассказали, как юношам вместо армии реализовать свое право на образование

9 июля 2020 17:39

Молодые люди, которые в 2020 году планируют поступать на бакалаврат, в магистратуру или аспирантуру, имеют все законные права на получение образования, а не порчу нервов в военкоматах, которые стремятся нарушить конституционные права граждан Украины в угоду выполнения плана призыва на срочную службу.

Напомним, после того, как украинцы стали массово жаловатиься в Офис Президента Украины, Минобразования и СМИ на произво военкомов, принуждающих 18-19-летних парней к службе в армии, общим решением Офиса Президента, МОН и Генерального штаба военкоматы обязали в обязательном порядке предоставлять молодым людям, которые желают получать образование, отсрочки от призыва.

Какие же правила предоставления отсрочки теперь будут действовать информагенство Минобороны АрмияИнформ выясняло у временно исполняющего обязанности начальника отдела комплектования рядовым, сержантами и призыва управления персонала штаба Командования Сухопутных войск ВС Украины подполковника Дмитрия Вастьянова.

- Выпускники учреждений общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального перед высшими и высшего образования 2020 года, которые хотят получить отсрочку, должны обратиться с заявлением в призывную комиссию и предоставить справку из высшего учебного заведения о намерении вступить на выбранную специальность, - отметил офицер .

По его словам, когда документ добавят в личное дело призывника, тогда он может получить отсрочку от призыва на срочную службу, ведь согласно письму заместителя Руководителя Офиса Президента Украины от 07.07.2020 № 46-01 / 364 председателям областных и Киевской городской призывных комиссий рекомендуется предоставлять отсрочку такой категории граждан.

- Юноши, которые получили образовательный уровень «бакалавр», также должны предоставить справку из учебного заведения о намерении поступления в магистратуру и написать заявление на имя председателя призывной комиссии о предоставлении отсрочки., - отметил подполковник Вастьянов.

Отметим, проблемы с призывом могут возникнуть и у тех, кто не подпадает под указанные отсрочки. Как правило, проблемы связаны с тем, что в погоне за выполнением плана призыва, военкоматы грубейшим образом нарушают права человека, нормы международного и отечественного законодательства.

Чаще всего, нарушение прав человека связано с принуждением к прохождению медкомиссии. Это противозаконно, т.к. каждый гражданин Украины имеет полное и законное право запретить врачам его осматривать, назначать методы профилактики и лечения. Кроме того, каждый гражданин Украины волен сам выбирать врача, к которому он обращается. Таким образом, молодой человек имеет полное право запретить врачам медкомиссий проводить его осмотр. Запрет врачи обязаны зафиксировать в личном деле. Без медкомиссии военкомат не сможет определить степень годности к службе.

В случае, если у молодого человека имеются заболевания, необходимо требовать от врачей медкомиссии в вашем присутствии внести все без исключения записи в личное дело. Только так вы сможете доказать в суде, что предупреждали военкомат о наличии жалоб на состояние здоровья и оспорить выводы о пригодности к службе.

О том, что медкомиссии военкоматов в погоне за выполненим планов и под давлением военкомов откровенно признают годными к службе больных людей, информацию не скрывают и в самом Минобороны.

Об этом рассказал начальник Центральной военно-врачебной комиссии МО Украины, полковник медицинской службы Роман Шевчук:

К сожалению, в погоне за выполнением плана призыва военкоматами эти специалисты вынуждены «закрывать глаза», под давлением военного комиссара, на юношей, у которых, на первый взгляд, якобы незначительные расстройства в состоянии здоровья, которые затем переходят в длительные и финансово убыточные для государства проблемы, их обследование и лечение в военных лечебных учреждениях, с последующим увольнением с военной службы. Такое отношение к проведению призыва со стороны военных комиссаров и врачей медицинской комиссии и приводит к снижению качественной стороны призыва.

«Резко выраженное... расстройство личности», «Шизоидное расстройство личности», «Умственная отсталость», «Последствия закрытой черепно-мозговой травмы», «Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки» — вот далеко не полный перечень болезней, с которым ребята пополняют армейские ряды.

По его словам, во время осеннего призыва на срочную службу в 2019 году, медкомиссии прошли более 227 000 граждан Украины, из которых 195 485 признаны годными к военной службе, то есть всего 86 процентов.

Почти 4 тысяч признали временно негодными, а более 23 000 непригодными в мирное время, т.е. призвать их на срочную службу уже не представляется возможным. 734 человека пришлось из-за крайне плохого здоровья вообще снять с военного учета.

Почти 17 000 человек отправили на дополнительное медобследование. Интересно, что 13 тыс. из них воспользовались своим законным правом и не предоставили военкомату никакой последующей информации о том, прошли ли они дополнительные исследования, и каковы их результаты.

"За время работы выяснилось, что решение ВВК не всегда принимаются в соответствии с требованиями действующего законодательства, без наличия соответствующих документов. Есть случаи, когда на медосмотры вызываются лица, уже их проходившие и признанные негодными к военной службе. Доходит до того, что в некоторых регионах призывают заведомо больных, которые впоследствии оказываются на койках военных госпиталей", - уточняет полковник.

По его словам, показатель заведомого брака в работе медкомиссий военкоматов растет ежегодно — с 0,8% в 2016 году до 2,85 в 2019 году.

Вторая массовое нарушение - уличные противозаконные облавы военкомов. Как правило, военкомы боятся в этом случае появляться во многолюдных местах, в центре города и в форме. Они будут одеты "в гражданку" и действуют "стаями", т.к. боятся сопротивления со стороны очевидцев попытки похищения. А именно так - похищение и противоправное лишение свободы - трактует действия военкомов Уголовный Кодекс Украины. Поэтому для облав выбирают раннее утреннее или позднее вечернее время. Проводят их в районе рынков, пригородних вокзалов, в парках в отдаленных районах городов, в рабочих кварталах.

Чиновники Генштаба и Минобороны неоднократно делали заявления о противоправности военкоматовских облав. В частности, в январе текущего года это еще раз подтвердил Генштаб в ответ на запрос Инфорезист:

Призывники, к которым на улице подходят люди, одетые в гражданскую одежду (или даже в форме - ред.), представляются представителями военкомата и предлагают пройти с ними, могут игнорировать указанное предложение.

В случае, если молодого человека похитили сотрудники военкомата, все необходимо фиксировать и немедленно подключать адвокатов, правозащитников и СМИ, что не позволит военкоматам нарушать права человека и сгонять ради плана в армию немотивированных или непригодных к службе.

Если сотрудники военкомата применеяют к молодому человеку силу, он иимеет право применять адекватные методы и средства самозащиты.

В Харькове подобные практики удается пресекать благодаря активной позиции самих харьковчан, которые предупреждают молодежь об облавах в соцсетях, формируют группы по отлову военкомов, после чего "прославляют" их в соцсетях, сдают в руки сотрудников Военной службы правопорядка и полиции, как группу лиц в преступном сговоре.

Происхлдили облавы и в другимх городах Украины. Например, вот так выглядит похищение военкомами человека в Херсоне.

Уже в ходе весенне-летнего призыва на бандитизме пойманы сотрудники Тернопольского военкомата, пытавшиеся группой лиц в штатском похитить молодого человека на улице. Лишь благодаря вмешательству полиции попытка похищения не удалась. Но фото бесчинщиков осталось:

Аналогично противозаконным является удержание на сборном пункте молодого человека, который заявляет о том, что его удерживают насильно и без согласия.

Тут тоже показательна практика Харькова, когда адвокаты популярно поясняют военкомам, что удерживая человека, они совершают уголовное преступление. После чего, военкомы в страхе отпускают принудительно задержанных.

О том, как не дать сотрудникам военкомата насыщать армию не мотивированной молодежью подробно описали юристы Харьковской правозащитной группы:

Спочатку потрібно розібратися з порядком вручення повісток.

Повістки поділяються на два види:

1) Повістка, яка зобов’язує з’явитись для приписки до відповідного військкомату та проходження медичного огляду.

2) Повістки про виклик особи для проходження військової служби.

Як для першого, так і для другого виду повісток, п. 21 та п. 64 «Положення про підготовку і проведення призову громадян України на строкову військову службу та прийняття призовників на військову службу за контрактом», затвердженого постановою КМУ від 21.03.2002 р. № 352 (далі – Положення), визначаються такі способи вручення повісток:

• через житлово-експлуатаційні організації, домовласників;

• через виконавчі органи сільських, селищних і міських рад, де немає військових комісаріатів;

• через керівників підприємств, установ, організацій, навчальних закладів незалежно від підпорядкування та форми власності.

Цей перелік є вичерпним, тому вручення повісток у громадському транспорті, біля станцій метро, на вулиці та в інший спосіб, не передбачений Положенням, – є незаконними.

До того ж, відповідно до п. 68 Положення в особових справах призовників повинен зберігатися корінець повістки з підписом призовника про те, що його попереджено про день і час явки у районний військовий комісаріат. Тобто повідомлення має бути вручене призовнику особисто. Тому виклики, наприклад, по телефону, поштою або підписання повістки іншими особами не повинно рахуватись належним врученням повістки.

Законність перевірки документів

Працівники військкомату не мають права зупиняти людей призовного віку у громадських місцях та просити документи для встановлення особи, тому часто вони залучають працівників поліції для вчинення таких дій.

У свою чергу поліцейські можуть вимагати пред’явити документи тільки у визначених Законом України «Про Національну поліцію» випадках».

Так, відповідно до ст. 32 цього Закону:

Поліцейський має право вимагати в особи пред’явлення нею документів, що посвідчують особу, та/або документів, що підтверджують відповідне право особи, у таких випадках:

1) якщо особа володіє зовнішніми ознаками, схожими на зовнішні ознаки особи, яка перебуває в розшуку, або безвісно зниклої особи;

2) якщо існує достатньо підстав вважати, що особа вчинила або має намір вчинити правопорушення;

3) якщо особа перебуває на території чи об’єкті із спеціальним режимом або в місці здійснення спеціального поліцейського контролю;

4) якщо в особи є зброя, боєприпаси, наркотичні засоби та інші речі, обіг яких обмежений або заборонений, або для зберігання, використання чи перевезення яких потрібен дозвіл, якщо встановити такі права іншим чином неможливо;

5) якщо особа перебуває в місці вчинення правопорушення або дорожньо-транспортної пригоди, іншої надзвичайної події;

6) якщо зовнішні ознаки особи чи транспортного засобу або дії особи дають достатні підстави вважати, що особа причетна до вчинення правопорушення, транспортний засіб може бути знаряддям чи об’єктом вчинення правопорушення.

В усіх інших випадках вимога працівників поліції, навіть якщо вони покажуть свої документи, буде незаконною.

Законності затримання військовозобов’язаних

Особу може бути затримано в рамках кримінального провадження або адміністративного провадження.

Відповідно до Кримінально-процесуального кодексу України поліцейські можуть затримати особу виключно за рішенням суду або безпосередньо в момент вчинення правопорушення (ст. 207 Кримінально-процесуального кодексу України).

В рамках адміністративної справи стосовно військовозобов’язаного, який ухиляється від строкової служби, поліція може провести адміністративне затримання особи, але не більше, ніж на 3 години (ст. 263 Кодексу України про адміністративні правопорушення).

Адміністративне затримання може проводитись лише у виключних випадках (ст. 360 Кодексу України про адміністративні правопорушення)з метою:

• припинення адміністративних правопорушень, коли вичерпано інші заходи впливу, встановлення особи;

• складення протоколу про адміністративне правопорушення у разі неможливості складення його на місці вчинення правопорушення, якщо складення протоколу є обов’язковим;

• забезпечення своєчасного і правильного розгляду справ та виконання постанов у справах про адміністративні правопорушення.

Отже, для законності дій поліцейських в момент затримання військовозобов’язаного необхідне відкрите кримінальне провадження за ст. 335 (Ухилення від призову на строкову військову службу, військову службу за призовом осіб офіцерського складу) Кримінального кодексу України або розпочате адміністративне провадження за ст. 210-211-6 КУпАП (Порушення військовозобов’язаними чи призовниками законодавства про військовий обов’язок і військову службу; Порушення законодавства про оборону, мобілізаційну підготовку та мобілізацію; Умисне зіпсуття обліково-військових документів чи втрата їх з необережності; Неявка на виклик у військовий комісаріат тощо), а також необхідною є обґрунтована підстава, передбачена законодавством для проведення затримання.

Відсутність провадження або підстави при затриманні призовника буде свідчити про наявність складів злочинів у діях поліцейського або поліцейських, передбачених ст. 365 (Перевищення влади або службових повноважень працівником правоохоронного органу) та ст. 371 (Завідомо незаконні затримання, привід, домашній арешт або тримання під вартою) Кримінального кодексу України.

Якщо затримання було вчинено працівниками військкомату з мотивів доставлення призовника до військкомату, таке затримання у будь-якому випадку буде свідчити про наявність складу кримінального правопорушення, передбаченого ст. 146 ККУ (Незаконне позбавлення волі або викрадення людини) через відсутність у працівників військкоматів повноважень на затримання осіб.

Стоит добавить, что Национальная полиция Украины признает - доставка молодых людей в военкомат против их воли является противозаконной:

Куда обращаться в случае, если вы стали жертвой облавы военкомата, вас принуждают пройти медкомиссию, насильно удерживают на областном сборном пункте или отказываются принять заявление с отказом от принятия военной присяги или службы в целом.

1. В Национальную полицию Украины по телефону 102 с заявлением о похищении человека и противоправным лишением свободы. Все звонки записываются и будут служить доказательством в суде.

2. Горячая линия Министерства обороны Украины: 0 800 50 04 42, 0800500410, Приемная Министра обороны Украины - +38 044 238-74-85. Приемная первого заместителя Министра обороны Украины - +38 044 454-43-24

3. В Главное управление Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины с заявлением о похищении человека сотрудниками военкомата и превышением служебных полномочий: (044) 454-73-08 в рабочее время; (044) 454-73-03 в нерабочее время.

4. В Государственное бюро расследований Украины с заявлением о похищении человека сотрудниками военкомата и превышением служебных полномочий. Территориальное управление, расположенное в Полтаве. Распространяет свою деятельность на Днепропетровскую, Полтавскую, Сумскую, Харьковскую области. Контактный номер телефона (дежурный) +38 (095) 698 57 02

5. В Харьковскую правозащитную группу: (057) 700 62 81, (057) 714 35 58, моб. +380 50 405 3015

6. Немедленно оповестить родственников, друзей, личного адвоката!

Напомним, недавно Правительство Украины опубликовало телефоны, по которым следует жаловаться на нарушения законов и прав человека, которые происходят в военкоматах:

«Горячие линии» call-центра Генерального штаба Вооруженных Сил Украины (тел. 0 800 500 410) и Главного управления персонала Генерального штаба Вооруженных Сил Украины (тел. 0 800 500 051, (044) 226 23 60).


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling