Ученые доказали, что "эффекта бабочки" не существует

3 августа 2020

Напомним, знаменитое понятие появилось после рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром». В фантастическом произведении главный герой отправился в прошлое, где случайно наступил на бабочку. Вернувшись в свое время, он обнаружил, что это незаметное событие привело к катастрофическим изменениям в будущем. Американские ученые доказали, что «эффект бабочки» существует только в мире фантастики.

Гипотезу о существовании «эффекта бабочки» — незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия — опровергли с помощью квантового компьютера IBM-Q.

Для демонстрации своей правоты исследователи использовали квантовый компьютер. Они запустили цепочку событий от одного кубита к другому. А затем сильно повредили источник и снова повторили цепочку.

«На квантовом компьютере нет проблем с имитацией эволюции, противоположной во времени, или с имитацией запуска процесса назад в прошлое. <...> Мы обнаружили, что созданный нами мир выживает, а это значит, что в квантовой механике нет "эффекта бабочки"», — рассказал сотрудник Лос-Аламосской национальной лаборатории Николай Синицын.

Итоговую информацию ученые получили в практически неизмененном виде. Исследователи сделали вывод, что небольшие помехи в прошлом не меняют будущего вообще, а сильные повреждения могут повлечь слабые изменения. Статья опубликована на сайте Лос-Аламосской национальной лаборатории.