Астрономы впервые зафиксировали процесс формирования планет на очень ранней стадии

16 октября 2020

Международная команда астрономов под руководством ученых из института Макса Планка в Германии впервые зафиксировала молодую звездную систему IRS 63, в которой видно, как формируются планеты (по крайней мере две). Система находится на расстоянии 470 тысяч световых лет от Земли, в созвездии Змееносца, пишет Европульс.

У этой звездной системы отчетливо виден так называемый протопланетный диск из пыли и плотного газа — та самая материя, из которой формируются планеты, спутники и другие тела звездной системы. В этом диске заметны два уплотнения, которые обращаются вокруг звезды на своих орбитах. Это будущие планеты, в несколько сотен раз превышающие Землю по размерам.

По оценкам ученых, формирование планет может растягиваться на несколько миллионов лет после того, как сформировалась звезда, в чью систему они входят. Но вновь открытой системе всего 500 тысяч лет, а значит, формирование планет начинается раньше или протекает быстрее, чем думали до сих пор. Раньше ученые наблюдали молодые образования, похожие на планеты, в звездных системах возрастом не меньше около 1 миллиона лет.

Астрономы до сих пор считали, что в протопланетном диске постепенно формируются скопления вещества: сначала частицы материи притягиваются электромагнитными силами, затем гравитацией. Но, если бы это происходило в системе IRS 63, за 500 тысяч лет протопланетный диск не сильно изменился бы, и ученые не смогли бы зафиксировать будущие планеты.

Как именно образовались эти тела, ученым только предстоит выяснить. Поэтому исследование вновь открытой системы может ответить на многие вопросы и даже перевернуть представление о формировании планет.