экономика

Ученые ведут исследование для создания леса нового поколения

23 ноября 2020

Ученые Германии ведут многолетние сравнительные исследования монокультурных и смешанных лесонасаждений. Эксперты предполагают, что это поможет определить возможные преимущества смешанного выращивания и создать лесные насаждения нового поколения: совмещающие экологическую ценность с экономической эффективностью. Первые результаты опубликованы в журнале Forests.

Ученые считают, что в отличие от плантаций или лесных хозяйств, где выращивают деревья одного вида (монокультуры), в смешанных насаждениях возникает полезное межвидовое взаимодействие. Эти дополнительные условия могут положительно влиять не только на формирование более сбалансированных экосистем, но и на другие преимущества смешанных плантаций, например, увеличение скорости роста деревьев.

Авторы исследования изучают сложное взаимодействие между двумя видами — гибридного тополя (Populus) и робинии (Robinia pseudoacacia L.) — на смешанной плантации. Одновременно специалисты учитывают, как на насаждения влияют температура, осадки, состояние почвы и другие "особенности" окружающей среды.

"На ранних этапах формирования плантации мы наблюдаем более сильное влияние среды, чем взаимодействие между видами. По мере роста плантации усиливается и межвидовое взаимодействие. Мы обнаружили специфическую дифференциальную экспрессию определенных генов", — рассказывают ученые.

По их словам, в активных живых клетках непрерывно происходит экспрессия генов — трансформация генетического кода в функциональные продукты: рибонуклеиновую кислоту (РНК) и белки. Для того, чтобы изучить межвидовое воздействие, эксперты исследуют дифференциальную экспрессию генов через изучение уровня и разнообразия разных РНК — транскриптов. Они анализируют их с помощью новейшей генетической технологии высокопроизводительного секвенирования (прочитывания) последовательностей нуклеотидов в РНК.

"Мы выделяем тотальную РНК из индивидуальных деревьев и полностью ее секвенируем, то есть определяем нуклеотидные последовательности транскриптов всех экспрессируемых генов. По количеству транскриптов определяем, какие гены и с какой интенсивностью функционируют, и сравниваем разные деревья: с разными генотипами, произрастающие в чистых и смешанных насаждениях", — объясняют технологию специалисты.

Ученые считают, что результаты исследования могут помочь в создании лесных насаждений нового поколения: совмещающих экологическую ценность с экономической эффективностью.

По словам специалистов, требуются многолетние наблюдения, чтобы понять взаимоотношения между разными видами внутри смешанных лесных плантаций и их взаимодействие со средовыми факторами. Полученные первые данные открывают новые перспективы исследования и позволяют надеяться на получение новых интересных результатов.