В Антарктиде обнаружили следы падения метеорита 430 тысяч лет назад

1 апреля 2021

Крошечные черные частицы, собранные в горах Восточной Антарктиды, рассказали ученым о падении на Землю метеорита: само небесное тело не достигло поверхности планеты, превратившись в струю расплавленного и испаренного материала на подлете к ней.

Мелкие метеориты, стремящиеся к Земле, выглядят как падающие «звезды» и успевают сгореть, не долетая до планеты. Более крупные разрываются в полете и выглядят как огненные шары, а самые массивные способны достичь поверхности Земли. Считается, что «воздушные взрывы» метеоритов происходят чаще, чем падения, в результате которых остаются огромные кратеры — чашеобразное или воронкообразное углубление. Однако идентифицировать взрывы при вхождении небесного тела в более толстую часть атмосферы намного сложнее, поскольку они оставляют мало свидетельств в геологической летописи: тем не менее их поиск остается критически важным для понимания истории столкновений с Землей и оценки последствий.

Но международной группе ученых, возглавляемой доктором Матиасом ван Гиннекеном из Университета Брюсселя (Бельгия), удалось обнаружить на вершине Валнумфьеллет в районе гор Сер-Рондане в Восточной Антарктиде следы падения метеорита на малой высоте 430 тысяч лет назад. Они собрали 17 крошечных круглых черных частиц менее миллиметра в диаметре, напоминающих космические сферулы S-типа, состоящие в основном из оливина, второстепенной железной шпинели и межузельного стекла.

Метеорит взорвался в небе, на подлете к Земле, отправив огненный шар испаренного внеземного материала на ледяную поверхность.

Хондритовый состав основных и микроэлементов, а также высокое содержание никеля позволяют предположить, что частицы имеют внеземное происхождение. Ученые сравнили их с аналогичными частицами, обнаруженными в ледяных кернах. Численное моделирование распределения и плотности сферул показало, что по размерам метеорит достигал 100-150 метров. Учитывая уникальные изотопные сигнатуры кислорода, исследователи установили, что частицы взаимодействовали с кислородом ледникового покрова во время их образования в ударном шлейфе.

Источнк: Naked science