Спустя пять дней ограничений, наложенных на воздушное сообщение из-за извержения исландского вулкана, из европейских аэропортов начали выполняться первые рейсы.
Из аэропорта Амстердама вылетели три самолета, выполяющих рейсы в Нью-Йорк, Шанхай и Дубай. Представители немецкой Lufthansa подтвердили, что несколько самолетов компании вылетели из Франкфурта в понедельник вечером.
Ожидается, что полеты частично возобновятся во Франции и Бельгии. Предполагалось, что ограничения на полеты будут сняты во вторник утром и в Шотландии, Северной Ирландии и на севере Англии. Однако вечером в понедельник в этом появились сомнения: метеорологи предупреждают о новом вулканическом облаке, движущемся в сторону Британии.
После того, как потери авиаиндустрии превысили 1 млрд долларов, руководители авиакомпаний все активнее призывают позволить им самим определять степень безопасности полетов.
Министры транспорта Евросоюза уже пошли на уступки и на пятый день после начала действия запрета согласились сократить зону, запрещенную для полетов.
Решение о делении воздушного пространства на три зоны было принято после встречи европейских министров транспорта.
В соответствии с договоренностью, одна зона, установленная Европейским агентством авиадиспетчерского контроля Eurocontrol будет полностью запрещена для полетов, в другой зоне все полеты будут разрешены и в третье будет действовать частичное разрешение.
В ряде европейских стран, включая Австрию, Эстонию, Финляндию, Венгрию и Турцию, аэропорты уже открылись, поскольку власти этих государств решили, что облако пепла более не представляет угрозы для полетов
Вслед за руководителями голландских, немецких и других авиакомпаний с призывом об отмене запрета выступил глава British Airways Уилли Уолш.
Он повторил подвиг своих коллег и в воскресенье поднялся в небо на одном из Боингов 747, чтобы лично принять участие в испытаниях.
По его словам, последующая проверка не выявила никаких негативных последствий воздействия вулканического пепла на самолет.
Изначально запрет на полеты был введен в связи с опасениями, что абразивный вулканический пепел может повредить двигатели самолетов и поставить под угрозу жизни пассажиров.
С критикой в адрес властей выступил и ряд авиационных ассоциаций. Так, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обвинила европейских лидеров в бездействии и возложила на них вину за создавшийся хаос и неразбериху.
"Европа приняла решение без оценки риска, без консультаций, без координации и без ответственности", - заявил глава IATA Джованни Бизиньяни, напомнив, что потери авиакомпаний от этого запрета составляют 200 млн долларов в день.
Ранее еврокомиссар по делам транспорта Сийм Каллас настаивал, что когда дело касается безопасности полетов, компромиссы неуместны.
Европейские авиакомпании потребовали от ЕС и отдельных правительств компенсацию за убытки, понесенные в результате прерванного авиасообщения.
Несмотря на то, что сейчас вулкан извергает существенно меньше пепла, концентрация абразивных минеральных частиц в атмосфере по-прежнему высока, а само облако распространилось на огромную территорию, от Полярного круга на севере до средиземноморского побережья Франции и даже до России.
Между тем, власти гражданской авиации Италии, напротив, до вторника закрыли воздушное пространство на севере страны.
Власти Испании, где открылись все аэропорты, предложили использовать их в качестве перевалочных пунктов для европейских пассажиров.
Великобритания тем временем приняла решение направить три корабля ВМФ, чтобы вывезти своих сограждан, застрявших в Испании и Франции.
Железнодорожная компания Франции, в свою очередь, обязалась на этой неделе снизить расценки и предоставить дополнительно 80 тыс. мест на поездах, курсирующих между Лондоном и Парижем.
Би-би-си
Европа открывает воздушное пространство
20 апреля 2010 09:02