техно

Ученые впервые в истории создали искусственную живую клетку

21 мая 2010

Впервые в истории создана искусственная живая клетка, которая всецело управляется рукотворным геномом. Об этом заявили ученые из частного J.Craig Venter Institute, пишет The Wall Street Journal.

Работами руководили пионер геномики Крейг Вентер и биоинженер Дэниел Гибсон. «Экспериментальный одноклеточный микроорганизм, способный размножаться, открывает дорогу для манипуляции биологической жизнью в ранее недостижимом масштабе», - приводит издание мнение исследователей и специалистов по научной этике. Ранее ученые лишь редактировали ДНК по кусочкам, получая генномодифицированные растения и животных.

Достижение, о котором сообщается в статье в научном журнале Science, подогреет споры об этичности создания искусственной жизни, а также о юридически-правовых моментах и общественной опасности таких работ. «Это поворотный момент в отношениях человека с природой: впервые создана целая искусственная клетка с заранее заданными свойствами», - пояснил молекулярный биолог Ричард Эбрайт из Университета Рутджерса.

По мнению экспертов, вскоре метод будет использоваться в коммерческих целях: некоторые компании уже разрабатывают живые организмы, способные синтезировать топливо, вакцины и др. Компания Synthetic Genomics Inc., основанная Вентером, заключила с Exxon Mobil Corp. контракт на 600 млн долларов на разработку водорослей, способных поглощать углекислый газ и производить топливо.

Ученые фактически претворили компьютерную программу в новое живое существо. Взяв за основу бактерию вида Mycoplasma capricolum, они внесли в компьютер полную расшифровку ее генома, заменили некоторые фрагменты в этом «тексте» своими собственными «сочинениями» и получили модифицированный вариант бактерии другого реально существующего вида - Mycoplasma mycoides.

«Мы изготавливаем геном из четырех пузырьков химикатов, вносим искусственный геном в клетку, и наш искусственный геном подчиняет клетку себе», - разъяснил один из руководителей проекта Дэниел Гибсон.

Бактерии присвоено имя Mycoplasma mycoides JCVI-syn1.0. «Чтобы обособить эту новую бактерию и всех ее потомков от творений природы, Вентер и его коллеги вставили в геном свои имена, а также три цитаты из Джеймса Джойса и других авторов. Эти «генетические водяные знаки» помогут ученым предъявить право собственности на клетки», - поясняет издание.

InoPressa.ru