Политика

НГ: Лукашенко дали понять, что на поддержку Москвы рассчитывать не стоит

7 июля 2010 07:31

Вчера Беларусь, Казахстан и Россия стали единой таможенной территорией – в силу вступил Таможенный кодекс Таможенного союза трех стран. Беларусь, которая до последнего момента отказывалась подписывать кодекс без снятия экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, от этих пошлин не избавилась, но заявила, что Россия приняла ее условия и уступила.

Об этом, как пишет Независимая газета, вчера в Минске говорили и официальные лица, и государственные пропагандисты. Стараясь сохранить лицо, они туманно объясняют своему электорату, что уступка России проявилась в том, что экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут отменены, как только Беларусь подпишет и ратифицирует все документы о формировании единого экономического пространства на территории Беларуси, России и Казахстана. «Таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты для Беларуси будут сняты автоматически, не дожидаясь, когда документы по ЕЭП подпишут и ратифицируют Россия и Казахстан», – разъяснял суть уступки со стороны России вице-премьер правительства Андрей Кобяков. Однако объяснить механизм этого туманного процесса не может никто. Независимые эксперты и вовсе говорят о том, что такое невозможно, так как единое экономическое пространство должно быть создано на территории трех стран и соответствующие документы должны разрабатывать также эксперты всех этих стран. Как Беларусь может сделать это автономно от России и Казахстана, никто объяснить не может. Во всяком случае, пока.

Вчера Андрей Кобяков также рассказал журналистам о положительных для Беларуси сторонах Таможенного союза. В частности, по его словам, Беларусь получила доступ на единый 170-миллионный рынок и может начать зазывать инвесторов для организации сборочных производств в своей стране. Он сообщил, что ощутимые изменения заметят представители бизнеса и на границе – вместо более чем 11 тыс. товарных позиций таможенному оформлению будут подлежать лишь нескольких десятков. Если раньше без таможенного оформления из России в Беларусь и обратно могли двигаться лишь товары, которые произведены в этих странах, то теперь это касается и товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение в одной из стран – участниц Таможенного союза. Напомним, исключение составляют несколько товарных позиций (например, легковые автомобили для физических лиц), по которым Беларусь сохраняет национальные пошлины. В случае продажи такого товара в Россию разницу в пошлинах придется доплатить.

Также Кобяков пояснил, что вчера вступили в силу все нормы, «касающиеся установления единых правил в области технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля». Это значит, что сертификация «не в той лаборатории», что было причиной запрета на ввоз белорусского молока прошлым летом, больше не может стать причиной «молочной войны». «Все сертификаты и протоколы исследований на соответствие техническим требованиям продукции, полученные отечественными субъектами хозяйствования непосредственно в белорусских испытательных лабораториях, действительны на всей территории Таможенного союза», – пояснил белорусский вице-премьер. Как уже отмечала «НГ», многие эксперты склоняются к тому, что этот фактор и стал истинной причиной того, что Лукашенко все-таки поставил свою подпись под договором о Таможенном кодексе. Ведь 90% всего продовольственного экспорта Беларуси идет в Россию.

Несмотря на вышеперечисленные плюсы ликования по поводу создания Таможенного союза в Беларуси не замечено. Наиболее красноречиво позицию официального Минска иллюстрирует фраза Александра Лукашенко, сказанная им в Астане: «Поживем – увидим».

Независимые эксперты также неоднозначно оценивают произошедшее. По мнению экономиста Леонида Злотникова, с одной стороны, хорошо то, что товары смогут беспрепятственно продаваться в России и Беларуси, а усиление конкуренции подстегнет расслабившегося в условиях государственного протекционизма белорусского производителя. С другой стороны, Таможенный союз – это замкнутое пространство с довольно высоким уровнем таможенных пошлин, что будет сдерживать поступление в страну новых технологий.

Экономист Сергей Чалый обращает внимание на то, что Россия «нарушила логику экономической интеграции», инициировав создание Таможенного союза до создания ЕЭП, но позволила «Минску сохранить лицо», допустив норму об эксклюзивном создании Единого экономического пространства для Беларуси.

В то же время, оценивая создание Таможенного союза и все предшествующие этому обстоятельства, как явление политическое, независимые эксперты в Минске склоняются к тому, что это «серьезное поражение Лукашенко». «Сам факт, что Беларусь присоединилась к Таможенному союзу на условиях России, выглядит как капитуляция», – заявил «НГ» белорусский политолог Валерий Карбалевич. По мнению эксперта, принять это неприятное для себя решение белорусского президента заставили угрозы Кремля лишить Минск и всех остальных льгот, в частности, тех 6 млн. тонн нефти, которые поставляются беспошлинно. К тому же та информационная атака на Лукашенко, которая началась в российских СМИ, не оставила белорусскому лидеру сомнений в том, что усугубление конфликта создаст ему большие проблемы на предстоящих президентских выборах. Кстати, местная оппозиция и ряд мировых СМИ уже успели расценить появление в российском эфире фильма «Крестный отец», рассказывающего о преступлениях режима Лукашенко, как знак того, что больше ему на поддержку России рассчитывать не стоит.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling