Новини

Ученые нашли гены, вызывающие предрасположенность к менингиту

8 Серпня 2010 21:58

Ученые выявили варианты генов в человеческой ДНК, вызывающие предрасположенность к менингококковому менингиту - стремительно протекающему инфекционному заболеванию, часто заканчивающемуся летальным исходом. По мнению авторов исследования, опубликованного в Nature Genetics, это поможет разработать методы лечения болезни, сообщает РИА «Новости».

«Наше исследование является наиболее строгим на сегодняшний день и показывает наличие генетической предрасположенности к менингококковому менингиту», - прокомментировал работу профессор Майкл Левин из Имперского колледжа Лондона.

Менингококковый менингит - одна из разновидностей менингита, воспаления оболочек головного или спинного мозга из-за проникновения в кровь менингококковых бактерий. В то время как для лечения многих форм менингита существуют вакцины, перед менингококковым менингитом, вызываемым бактериями из штаммов группы Б, врачи на сегодняшний день практически бессильны. Это заболевание как правило стремительно развивающееся в течении всего нескольких часов, очень быстро может закончиться летальным исходом. Оно наиболее часто поражает детей и подростков и является причиной тысяч смертей по всему миру ежегодно.

Медикам известно, что менингококковые бактерии, могут несколько раз в течение жизни человека населять слизистые оболочки гортани, не вызывая при этом воспалительных процессов и проникновения инфекции в кровь, однако примерно у 1 человека из 40 тысяч происходит стремительное развитие менингита.

Эти данные, накопленные за многие годы врачебной практики, позволили ученым предположить, что большинство людей от природы устойчивы к этим типам бактерий, тогда как некоторые такого иммунитета не имеют, что делает их чрезвычайно подверженными опасному заболеванию.

Авторы новой публикации, группа ученых во главе с ведущим научным сотрудником Сингапуского института генома Соней Давила попыталась выяснить, существуют ли какие-нибудь генетические факторы, влияющие на предрасположенность человека к развитию менингококкового менингита.

Для этого ученые провели сканирование геномов более 1,5 тысячи людей из Великобритании, Голландии, Австрии и Испании, которых поразила эта инфекция, и сравнили его результаты с результатами сканирования 5 тысяч ДНК здоровых людей. Исследователи обращали внимание на 500 тысяч участков в геноме человека, среди которых им удалось обнаружить характерные вариации, отвечающие за способность организма противостоять чужеродным бактериям.

Выявленные вариации относятся к гену так называемого фактора Н и связанных с ним белков, входящих в систему комплемента - части иммунной системы человека. Эта система предназначена для распознавания и уничтожения болезнетворных бактерий в крови.

Фактор Н и связанные с ним белки в нормальном состоянии защищают здоровые клетки организма от действия агентов иммунной системы, однако, менингококковые бактерии «умеют» использовать эти белки для своих целей, благодаря чему остаются не замеченными иммунной системой и могут свободно распространяться по организму.

Теперь ученым предстоит выяснить, как именно выявленные ими генетические вариации сказываются на работе фактора H, что позволяет менингококковым бактериям использовать их для своих целей. Авторы статьи надеются, что в будущем это позволит разработать методы лечения вызываемого ими смертельного заболевания.

Хочете першими дізнаватися про головні події в Україні - підписуйтесь на наш Telegram-канал