Политика

Арестованные в Минске оппозиционеры остались без адвокатов

4 марта 2011 20:25

Известный в Белоруссии адвокат Павел Сапелко лишен права заниматься адвокатской деятельностью. Ранее по требованию министерства юстиции лицензий лишились еще четверо защитников оппозиционеров, арестованных в Минске после декабрьских выборов президента.

Белорусские аналитики заявляют о стремлении властей превратить адвокатуру в "карманный инструмент при послушном правосудии".

Как передает Би-би-си, Павел Сапелко был адвокатом содержащихся в СИЗО КГБ экс-кандидата в президенты Андрея Санникова и политика Павла Северинца, возглавлявшего в период предвыборной кампании избирательный штаб Виталия Рымашевского. Сапелко также выступал официальным защитником Дмитрия Дашкевича, арестованного лидера активной в Белоруссии, но зарегистрированной в Чехии организации "Молодой фронт".

Теперь арестованные лидеры оппозиции должны искать себе других адвокатов либо согласиться с назначением государственного защитника.

"Грубые нарушения правил профессиональной этики" в действиях защитников оппозиционеров министерство юстиции обнаружило еще в конце декабря. Руководящих чиновников прежде всего раздражало общение адвокатов с прессой. Связанные подпиской о неразглашении хода следствия, адвокаты, однако, сообщали о проблемах со здоровьем арестованных оппонентов Лукашенко, многие из которых были избиты при задержании после президентских выборов 19 декабря.

Минюст указал руководству Минской городской коллегии адвокатов принять "безотлагательные меры к безусловному соблюдению адвокатами" законодательства и правил профессиональной этики. Правила профэтики минюст пообещал предоставить адвокатам в новой, собственной редакции, а также установить новые требования к кандидатам на получение лицензии на право занятия адвокатской деятельностью.

Минюст 14 февраля принял постановление о лишении адвокатской лицензии Олега Агеева, защитника обвиненного в организации массовых беспорядков экс-кандидата в президенты Алеся Михалевича; Татьяны Агеевой, а также Владимира Толстика и Тамары Гораевой, бывших защитников арестованной журналистки Ирины Халип.

Сообщество столичных адвокатов, однако, не согласилось с действиями минюста. Участники расширенного заседания минской городской коллегии адвокатов в середине февраля заявили, что правила профессиональной этики должны приниматься исключительно адвокатским сообществом, и отказались лишать права на работу коллег, санкций к которым требовало министерство юстиции.

"Весь руководящий состав Минской городской коллегии адвокатов считает сложившуюся ситуацию критической и реально угрожающей как независимости адвокатуры как правового института, так и независимости адвокатов в отдельности", – заявил тогда Александр Пыльченко, председатель Минской городской коллегии адвокатов.

Буквально через день приказом министра юстиции Виктора Голованова Александр Пыльченко был исключен из состава Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности. А президиум Минской городской коллегии адвокатов вскоре стал безоговорочно выполнять указания министерства юстиции.

Лишенный адвокатской лицензии Павел Сапелко встревожен судьбой своих подзащитных. "Я не совсем уверен, что смогу помочь им найти мне замену. Я не уверен, что в сегодняшних условиях кто-то из моих знакомых адвокатов будет готов заняться этими делами", - говорит Сапелко.

По словам авторитетного юриста, остается только "молиться, чтобы Бог вразумил некоторых людей и помог тем, кто сейчас за решеткой".

Белорусские правозащитники выступили с резким осуждением факта отстранения от адвокатской практики Павла Сапелко.

"Это беспрецедентный случай давления на адвокатов. Я считаю, что идет расправа под любым предлогом с независимой адвокатурой. Раньше говорили о том, что у нас нет независимого суда. С этого дня у нас закончилась и независимая адвокатская защита", - заявил прессе Алесь Беляцкий, вице-президент Международной федерации прав человека.

По мнению аналитиков, выведение авторитетнейших адвокатов из процесса по расследованию и судебным разбирательствам "дела о массовых беспорядках" свидетельствует о стремлении властей показательно наказать оппонентов Лукашенко и увеличить "градус покорности и страха" в белорусском обществе.

"Прошедшие судебные заседания над участниками так называемых "массовых беспорядков" продемонстрировали необоснованность обвинений. Адвокаты в залах суда практически единогласно заявляют о том, что обвинения и приговоры не соответствуют закону.

"Слишком большой от этого резонанс в обществе, власти не нужны такие адвокаты, власти нужен карманный механизм при послушном правосудии", - заявила правозащитник Людмила Грязнова.

Совет коллегий адвокатов Европы месяц назад призвал белорусского министра юстиции Голованова "гарантировать принципы независимости профессиональных ассоциаций адвокатов и беспристрастности дисциплинарных разбирательств".

Тем временем КГБ Белоруссии обнародовал фотокопию письма бывшего кандидата в президенты от оппозиции Алеся Михалевича, в котором тот, находясь под стражей, просит президента страны Александра Лукашенко о снисхождении.

В письме А.Михалевич заявляет, что всегда относился к Лукашенко с уважением и признает заслуги президента. «Я как бывший кандидат искренне сожалею, что произошел конфликт, и пострадало много людей. Прошу Вас лично взять под свой контроль вопрос о моей дальнейшей судьбе», — говорится в письме из застенков белорусского КГБ.




Сам Михалевич признал, что действительно является автором этого текста, однако заявил, что написал это прошение "после пыток".

Михалевич, арестованный в конце декабря (после антипрезидентских выступлений, которые устроила оппозиция в Минске), был освобожден в феврале. Его отпустили под подписку о невыезде.

Вскоре после освобождения бывший кандидат в президенты устроил пресс-конференцию, на которой заявил, что арестованные оппозиционеры в СИЗО КГБ подвергаются пыткам. По его словам, арестованных „выводили на холод, ставили на растяжку в наручниках, заставляли стоять у стены 40 минут“, а также держали в переполненной камере и допрашивали без адвокатов.

Михалевич также утверждал, что ему было предложено сотрудничать с КГБ и что он дал на это согласие. «Я сознательно пошел на этот шаг. Это было продиктовано не давлением и не пытками, а желанием донести информацию о том, что происходит с заключенными», — сказал он. Выступая на пресс-конференции, политик заявил, что, вопреки сделке с КГБ, сотрудничать с этой организацией не намерен.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling