техно

Independent: Все великие открытия 2011 года

23 декабря 2011
Ежегодно эксперты журнала Science отбирают 10 самых значительных научных открытий года, сообщает Independent. Из этого списка жюри выбирает "прорыв года".

В 2011 году величайшим научным достижением, на взгляд экспертов, стали клинические испытания антиретровирусных препаратов. "Испытания полностью доказали, что эти препараты не только помогают больным СПИДом, но и сдерживают распространение вируса этой инфекции", - поясняет издание. В испытаниях участвовали без малого 1800 гетеросексуальных пар из 9 стран. Специально отбирались пары, где только один партнер является ВИЧ-инфицированным.

Первоначально планировалось, что испытания будут длиться до 2015 года. "Тогда ученые должны были сравнить пары, принимающие антиретровирусные препараты, с теми, кто их не принимает. Но в нынешнем году проверка показала, что препараты явно предотвращают заражение ВИЧ. После этого ученые решили по этическим соображениям дать всем участникам доступ к антиретровирусным препаратам", - говорится в статье. Из 28 человек, которые заразились ВИЧ за время испытаний, только один принадлежал к группе, где один из сексуальных партнеров принимал антиретровирусные препараты. В этой группе серьезные проблемы со здоровьем, связанные с ВИЧ, были также на 41% слабее, чем в контрольной группе.

Важнейшее открытие состоит в том, что прием антиретровирусных препаратов на ранней стадии болезни (собственно, раньше, чем их обычно прописывают) может на 96% сократить вероятность заражения ВИЧ при гетеросексуальных связях. Исследованиями руководил Майрон Коэн из Университета Северной Каролины в Чейпел-Хилле.

Газета перечисляет другие открытия и достижения, отмеченные экспертами Science:

1. зонд Hayabusa доставил на Землю образцы грунта астероида;

2. изобретен потенциальный "эликсир молодости": если из организма мышей удалять одряхлевшие клетки, симптомы старения появляются позже, хотя срок жизни и не продлевается;

3. изучена структура белка, отвечающего за фотосинтез у растений ("это путь к источникам экологически чистой энергии", - поясняет издание);

4. открыты необычные планетные системы, совершенно непохожие на нашу.

Также эксперты отметили обнаружение в космосе двух облаков водорода, химический состав которых, видимо, не менялся 2 млрд лет после "Большого взрыва"; разработку искусственных цеолитов; обнадеживающие испытания вакцины от малярии; выявление древних генов в геноме современных людей и исследования бактерий, живущих в желудочно-кишечном тракте человека.

ИноПресса